Надежда Короткина: «Меня не интересуют рассуждения на тему «Что такое фотография?»

Надежда Короткина – автор образовательного проекта ALMA PATER. Ранее занятия проходили в Белорусской государственной академии искусств, а после непродолжительного перерыва возобновились в новом формате на базе учебного центра ZНЯТА. После нескольких семинаров «Другая реальность», нам стало интересно, изменилось ли что-либо, какие цели стоят перед семинарами и что происходит в итоге на самом деле.

Надежда Короткина: «Меня не интересуют рассуждения на тему «Что такое фотография?»

- Надя, когда какой-либо проект возобновляется после перерыва, первое, что интересно – изменилось ли что-нибудь? Реакция аудитории, содержание, твои ощущения и впечатления?

- Безусловно, аудитория изменилась. Приходят люди очень одаренные, мотивированные, заинтересованные в своем развитии. Слово «одаренные» я здесь употребляю в широком смысле слова, не только говоря о каком-либо виде творчества. Я не занимаюсь выявлением их способностей, мне достаточно их желания работать над собой. Я бы сказала, что эти люди одарены вдохновением, желанием развиваться. Это тоже является определенным даром, особенно в условиях нашей повседневной жизни, которая не располагает к чему-то большему, чем удовлетворение бытовых потребностей.

Подтверждается моя «гипотеза», что творческим приемам можно обучить практически любого человека. Совсем не обязательно профессионально заниматься искусством, чтобы почувствовать радость творчества. Некоторые участники одного из моих семинаров стояли перед выбором: сделать свое хобби профессией либо, что называется, «остаться в офисе». Я же пыталась донести такую идею: если привнести творческую энергию в свою жизнь, то офис не будет казаться тюрьмой. Желание вырваться, уехать куда глаза глядят – верный симптом дефицита творческой энергии. В результате люди могут принимать ошибочные решения. Творчество сразу перестанет быть захватывающим процессом и территорией личной свободы. Оно превратится в тюрьму номер два! Первый же неоплаченный счет заставит вернуться на землю, в офис, благодаря которому есть возможность покупать камеры, посещать семинары и так далее. Поэтому одной из моих целей было научить людей вносить творческую энергию в свою повседневность, восстановить утраченный баланс.

- Ты, вероятно, ставишь какие-то цели перед собой как преподавателем. Удалось ли донести до участников все то, что хотелось?

- Следует сказать, что я начинаю семинар с того, что творчество не является целью. Творчество -  путь, а не цель. Было бы ошибкой и профанацией с самого начала заявлять о легкодостижимых целях. Но перед нами стоят определенные учебные задачи. Для каждого участника они достигаются в том объеме, к которому он готов. Хотя, задачи я ставлю таким образом, что планка явно завышена. Конечно же, я рискую. Но если я буду давать слишком легкие для выполнения задания, участники будут испытывать эмоциональное удовлетворение, но не увидят диапазон своих возможностей, направления своего развития.

Ко мне на занятия приходят люди по-разному подготовленные и настроенные. Одна из важнейших моих задач заключается в том, чтобы каждый получил свою порцию внимания – индивидуального внимания. Куда направлена мысль, туда идет и сила. Направленное внимание обладает огромной мощью. Стоит лишить какое-то явление своей жизни внимания – и оно зачахнет. Вот я и стараюсь направить свое внимание в сферу, наиболее важную в данный момент для каждого из участников семинара. А учебные задания структурируют семинар, дают пищу для ума. Мне бы хотелось, чтобы люди уходили с представлением, что такое ассоциации, аналогия, как конструируется визуальная метафора, как мы «раскодируем» смысл любого изображения.

Мы анализируем ошибки, и люди понимают, почему не могли себя выразить, либо почему они себя выразили, но остались непонятыми. Последнее напрямую связано с так называемым эмоциональным интеллектом. Можно обладать высоким IQ и быть при этом несчастным человеком от неумения понимать и выражать свои чувства. А счастье, во многом, зависит от того, как мы обмениваемся эмоциями. Причем, когда эти эмоции подлинные: когда мы понимаем и принимаем друг друга во всем многообразии проявлений.

В задачи семинара не входит разработка какой-либо эстетической концепции, но продукт, созданный во время занятий, вполне можно воспринимать как современное визуальное высказывание. Также моя задача в том, чтобы научить людей обходиться минимальными ресурсами. На занятиях мы учимся фотографировать без изобилия фотографически привлекательных объектов, даже без света – для того, чтобы понять: ресурсы есть всегда, даже когда кажется, что их нет. Если у человека отнять все, останется он сам – его главный ресурс. В  процессе занятий слушатели учатся обходиться все меньшими средствами при решении все более сложных задач. Вот это и есть рост в контексте моего семинара. Если посмотреть на человека, пришедшего в 11 утра и уходящего в 7 вечера, это будет два немного разных человека.

Надежда Короткина: «Меня не интересуют рассуждения на тему «Что такое фотография?»

- У тебя разработаны различные программы. Надо ли слушателю посетить все, чтобы достичь чего-либо?

Я строю семинары таким образом, чтобы их программы были максимально автономны. В первую очередь, чтобы не держать людей на крючке. Если кто-то посетит один мой семинар и придет на второй, ему просто будет легче воспринимать материал. А что точно остается – эмоциональный след и пережитый опыт (во многом благодаря практическим заданиям, занимающим большую часть семинара). Это и есть багаж, с которым можно и нужно самостоятельно двигаться дальше. Я хотела бы, чтобы слушатели семинара что-то открыли для себя и пустились в свободное плаванье. Ни курировать, ни контролировать их дальше мне бы не хотелось. Когда меня просят посмотреть и оценить новые результаты, я соглашаюсь при одном условии: если мое мнение не окажется ограничивающим фактором. Я не гуру, и я лишь высказываю свое мнение. Все-таки, считаю, что моя задача – помочь открыть территорию тотальной свободы, которой является творчество, особенно в формате хобби.

- В контексте твоего представления о творчестве, о визуальном искусстве, как бы ты расшифровала понятие «творческая фотография»?

- Это - подчеркнуто индивидуальное послание современного человека. Хотим мы этого или нет, но мы все так или иначе транслируем свое время, эпоху.  Но меня не интересуют рассуждения на тему «Что такое фотография?». Мне кажется, что главное – осознанное понимание, какое послание несешь ты лично своим творчеством, и не менее осознанное применение тех или иных технических приемов  с целью высказаться именно так, а не иначе.

- Это послание должно быть понято? Если да, то кем?

- Я довольно реалистично настраиваю слушателей и рассказываю про три уровня  высказывания.
(Эти уровни очень условны, разумеется). Первый – «Я высказался, выразил себя», второй – «Меня поняли», третий – «Я смог повлиять на чувства других». Последний – это уже профессиональный уровень, сочетающий природный талант и хорошую школу. На начальном этапе приобщения к творчеству вполне возможно и достаточно выразить себя. Субъективное чувство удовлетворенности или неудовлетворенности подскажет, получилось это или нет. Но тут начинается самое интересное - надо быть готовым к тому, что тебя не поймут. Мало того, что мы зачастую говорим на разных языках. Мы еще и не умеем и не готовы проделывать душевную и духовную работу, чтобы понять другого человека. Это все вопросы эмоционального интеллекта. На семинаре мы его тренируем: смотрим фотографии, учимся описывать работы на языке чувств. Как человек, сломавший ноги, заново учится ходить, так же мы учимся со взрослыми людьми описывать увиденное на языке чувств, а не рассудка.

- А почему этого не хватает людям?

-Такого навыка нет в культуре, воспитании. Отсутствует внимание к чувствам друг друга. Можно даже проделать эксперимент, спросив у человека: «Что ты чувствуешь по такому-то поводу?» (будь то кино, выставка, кофе, что угодно). Вероятнее всего, ваш собеседник начнет рассказывать, что он об этом думает. Он не знает, что он чувствует, и не может выразить свои чувства.

- А когда этап высказывания пройден, человеку становится проще понять окружающих?

- Понять другого человека совсем непросто. Мы учимся понимать друг друга всю жизнь. Не знаю, что за семинар нужно провести, чтобы научить этому за один раз. На своих занятиях я скорее учу тому, как сделать высказывание более убедительным. В любом случае, произойдет расслоение смыслов: на то, что хотел сказать художник, что сказал, и то, как это поняли.

А свою преподавательскую нишу я вижу в сфере творческого и эмоционального развития. Иногда я ловлю себя на том, что на семинарах испытываю гораздо большее удовлетворение от работы с любителями, нежели в свое время от работы с будущими профессионалами, часто недостаточно мотивированными. Но по сути, научить человека ничему нельзя. Все необходимое уже в нем содержится. Поэтому мои усилия направлены в основном на то, чтобы вытащить на поверхность это знание, качественно и с пользой прожить время, подаренное нам для нашей встречи. Когда я вижу, как люди постепенно открывают свои забытые возможности, как будто возвращают себе самих себя, я бесконечно счастлива.

- Надя, спасибо за беседу!

Фото: Сергей Михаленко

Семинары Надежды Короткиной в декабре 2012 года >>>

обсудить на форуме zнята