Между живописью и кино: интервью с Лаурой Энно
Она назначает встречу в маленьком парижском кафе недалеко от знаменитого места паломничества интеллектуалов со всей Европы – кладбища Пер Лашез, хранящего спокойствие и величие Эдит Пиаф, Амадео Модильяни, Оскара Уальда и Марселя Пруста. В полупустом зале официанты бодро звенят бокалами, кофейная машина, удовлетворяющая традиционные утренние аппетиты жителей самого романического города планеты, шумит вырывающимся паром с прытью поезда, отъезжающего от платформы.
О французском фотографе Лауре Энно (Laura Henno), победительнице в номинации «Открытие года» фестиваля Rencontres d'Arles-2007, принесшей ей не только признание, но и ощутимый денежный приз в 25 тысяч евро, в англоязычном интернете написано мало. Лаура не говорит по-английски и выставляется в основном у себя на родине. Тем не менее вопросы, поднимаемые в ее сериях, как нельзя актуальны, а необычные приёмы, которыми она пользуется, сочетают в себе режиссуру кино, живопись и документальную фотографию.
Лаура Энно, «Без названия», из серии «Кале», 2012
Потерянные истории
Самая цитируемая серия Лауры Энно «Край земли» посвящена взрослению – сложному и противоречивому периоду в жизни каждого человека. В подростковом возрасте мы учимся воспринимать и принимать границы самих себя, внимательно наблюдая за изменениями как внешними, так и внутренними. В фотографиях Лауры феномен трансформации показан через взаимодействие девочек и окружающего их пейзажа – метафизического, почти кастанедовского «края земли», находящегося где-то вне реальных временных и пространственных координат. Их взгляд пойман будто бы в момент внезапной отвлеченности чем-то, что находится вне кадра, чем-то, что заставило их задуматься, внезапно попасть в рифму с пространством – пустыми лесами, неподвижным заброшенным прудом, лугом, освещенным последними лучами заходящего солнца.
Как отмечает критик Мария Тереза Шампезм описывая атмосферу, созданною Лаурой в ее работах: «Они [подростки], несомненно, кажутся нам персонажами какой-то истории, о которой мы никогда не узнаем, равно как и то, на что они смотрят или о чём задумались. […] Фотографии Лауры Энно в основном построены на чётко выраженной игре светотени: персонаж помещен в пятно света, в то время как окружение сознательно оставлено в тени. Когда вся сцена действий освещена, как, например, в работе «Замерзающая», где бледная ледяная пелена закрывает весь пейзаж, остается лишь то, что мы могли бы назвать «закадровой тайной». Убеждение, что где-то существует нечто, о чем мы ничего не знаем, но что, определенно, непреодолимо притягивает нас к героине».
Лаура Энно, «Замерзающая», из серии «Край земли», 2004
В еще одной серии о подростках – «Постель» - юные персонажи Лауры Энно помещены в «ландшафты» безымянных комнат, где акцент на их переживании болезненной хрупкости и неуверенности становятся еще в большей степени ощущаемым. Позы девочек выдают их страхи, желание спрятаться от всего мира, укрыться на том самом краю земли, где они могут обрети свободу и спокойствие. Фотограф намеренно не наполняет кадр лишними предметами, которые могли бы дать зрителю больше ключей для истолкования сюжета. О чем может свидетельствовать угол абсолютно пустой комнаты? Легкая тень от окна? Выгоревший пустой лист на стене? Сама Лаура признается мне в беседе, размешивая сахар в миниатюрной чашечке эспрессо: «Когда я работаю над сериями, точность неважна, гораздо более значимым представляется необходимость дать зрителю прочувствовать атмосферу. Отразить напряжение между фотографом и человеком. Оставить место для размышлений».
Лаура Энно, из серии «Постель»: слева - «Постель 2», справа - «Постель 1», 2001
Ключевыми определениями, которые приводит сама фотограф для описания своего стиля, являются поэзия, странность и тайна: «В моих работах преобладают темы неуверенности и сомнений, в них всегда есть нечто неуловимое, нечто, что парит над моими персонажами». Кроме того, она считает, что ее снимки занимают смежное положение, находясь где-то на стыке кинематографа и живописи, что, в свою очередь, способствует созданию «ощущения «чего-то между», приводимого в качестве знаковой особенности творчества француженки.
«Спина не способна лицемерить»
Другой характерной чертой работ Лауры Энно является частое изображение персонажа со спины, со взглядом, направленным в сторону, на невидимый зрителю предмет. Фотограф признается, что этот ракурс был заимствован ею из живописи, где он встречается в работах Питера Брейгеля, Рене Магритта, Сальвадора Дали и других художников.
Любопытную психологическую интерпретацию этого приёма дает современная художница Рут Шацман (Ruth Shazman), превратившая вид со спины в визитную карточку своего творчества: «Мне кажется, что благодаря такой перспективе можно сообщить о человеке гораздо больше, чем если показывать его лицо. Сидя к вам спиной, человек более свободен, ему не нужно ничего играть, изображать с помощью мимики то или иное состояние. Спина - нечто более подлинное, в ней заключены вибрации, она не способна лицемерить».
Сальвадор Дали «Девушка у окна», 1925 (слева); Рут Шацман «Со спины», 2005 (справа)
Подростки из серий Лауры Энно как бы сознательно не позволяют зрителю устанавливать с ними прямой визуальный контакт. Их лица нередко спрятаны в тени капюшонов затертых толстовок, из-за растрепанных волос взгляды могут прочитываться лишь пунктирно, намёками, передавая настроение отстраненности и безучастности.
Сама фотограф поясняет выбор этого ракурса следующим образом: «Когда фотографируешь со спины, то позволяешь зрителю поставить себя на место героя, погрузиться в его/ее психологическое состояние. И речь идет не столько о моменте одиночества, сколько о внутренних размышлениях, интроспекции, погружении в персонажа, что может также быть способно показать его/ее внутреннюю силу».
Лаура Энно, из серии «Край земли»: слева - «Без названия», 2008; справа - «Ночное дерево», 2004
Герои с улиц
Если семантика визуальных кодов роднит визуальное творчество Лауры Энно с живописью, то тщательность и системность подготовки и выстраивания каждого кадра, несомненно, сближают его с кинематографом. Например, ее последняя серия - «Кале», - посвященная актуальной проблеме нелегальной иммиграции, потребовала от фотографа нескольких лет анализа и сбора информации. Устные истории, долгая работа над производством эскизов для кадров последующей съемки, подбор и обучение актёров, которые будут готовы исполнить предложенные ею роли…
Последние 15 лет название этого городка на севере Франции фактически не сходит с передовиц европейских газет и выпусков новостей, ведь именно здесь находится основная база переправки нелегальных иммигрантов в Англию. Ужесточение иммиграционной политики со стороны французских властей и сравнительно мягкая традиция приёма беженцев в Соединенном Королевстве привели к тому, что последнее стало желанной целью для множества переселенцев из Сирии, Афганистана, Ирана, Косово и ряда африканских стран. Число беженцев, постоянно прибывающих в Кале в надежде попасть на паром или спрятаться в фурах, направляющихся на остров, превратило городок в огромный транзитный лагерь с тысячами людей, живущих прямо на улицах.
Лаура Энно, из серии «Кале», «Без названия», 2012
Ощутив эмпатию к людям, потерявшим родину, Лаура задумала фотографическую серию, посвященную этой социальной группе. В беседе она вспоминает работу над проектом: «Приехав в Кале, сначала я просто ходила по городу, знакомилась с людьми, ничего не снимая, без камеры. Общалась, заводила новые знакомства. Постепенно в голове начали появляться задумки мизансцен фотографий, каждая из которых впоследствии тщательно была мною продумана – порой, чтобы сделать один кадр, мне требовался целый месяц на его подготовку. Причем сами сцены часто имели под собой реальную основу, будучи заимствованными опять же из чьих-то случайных рассказов».
«Говоря о персонажах на моих снимках, должна признаться, что иногда я работаю с хорошо знакомыми мне людьми, но иногда мне случается найти своих героев там же, на улице. Выстраивая необходимый мне кадр, я всегда стараюсь очень точно объяснить, что мне от них нужно. Именно в этом я, наверное, и похожа на режиссера фильма», - смеется Лаура.
Несмотря на жесткое следование авторской концепции, фотограф позволяет «актёрам» высказывать собственное мнение о полученном кадре. После пробной съемки она всегда обсуждает с ними фотографию, прислушиваясь к их идеям относительно возможного изменения деталей.
«Конечно, я верю в то, что сама атмосфера, окружение и условия могут передать нужные эмоции. Но не исключено, что мои герои также пережили ситуации, подобные тем, которые я хочу показать в фотографии, ситуации, которые помогают им прочувствовать и впоследствии выразить то, что чувствовали настоящие иммигранты. Поэтому я всегда стараюсь выбрать тех актеров, которым есть, что рассказать и привнести, таким образом, в мои серии что-то свое».
Лаура Энно, из серии «Кале», «Без названия», 2012
Понимая, что, дабы быть замеченной на высоко конкурентной арене современной фотографии, необходимо выработать неповторимый стиль, Лаура не стесняется комбинировать живописные, журналистские и режиссерские приёмов. Тем не менее, фотограф признается, что многим все же оказывается сложно понять ее работу именно из-за неопределенной ниши, которую она занимает между документальной журналистикой и постановкой. «С одной стороны, я использую приглашенных актеров и фиктивные вещи, но с другой – говорю о настоящих проблемах, реконструирую реальность, - обобщает Лаура. – Но к какому бы жанру она ни относилась, фотография обязательно должна быть наполнена смыслом. Любая фотография должна быть обдуманной».
Полезные ссылки
Сайт Лауры Энно
Arles: Laura Henno
Нарратив в фотографии: персонаж без имени
Беседовала Ольга Бубич
Париж, 2014
обсудить на форуме zнята