Красота по-нидерландски: интервью с Карлой ван де Путтелаар

«Я надеюсь, что однажды люди научатся восхищаться
каждым конкретным человеком,
а женщины станут достаточно сильными,
чтобы научиться видеть и показывать собственную красоту».
Карла ван де Путтэлаар, голландский фотограф

Ничто не появляется случайно, каждое явление обусловлено рядом логично и последовательно выстроенных событий, и фотография в таком свете – отнюдь не исключение. В мировом художественном пространстве современная голландская фотография представлена такими заметными фигурами как Ринеке Дейкстра (Rineke Dijkstra), Хеллен ван Мин (Hellen van Meene) и Карла ван де Путтелаар (Carla van de Puttelaar). По мнению многих искусствоведов, она является продолжением богатой традиции живописной портретуры, характерной авторам «золотого века» Нидерландов. Достаточно вспомнить необыкновенную игру света и тени в полотнах Яна Вермеера, глубину пространства и контрастность при минимализме палитры Рембрандта, утонченность Бартоломеуса ван дер Гельста. Все эти черты сегодня можно проследить в фотографиях названных выше авторов. Рассматривая портреты подростков на фотографиях Хеллен Ван Мин или серию с позирующими на фоне моря купальщиками у Ринеке Дейкстра, мы погружаемся в совершенно особенную вселенную необъяснимой, светящейся изнутри красоты, которая, определенно, могла зародиться только в стране, подарившей миру «Девушку с жемчужной сережкой».

Как отмечает в одном из интервью Ринеке Дейкстра: «Свет всегда был особенной темой в Нидерландах. Живя в этой стране, мы постоянно созерцаем весьма плоский пейзаж, но он же позволяет нам увидеть много неба. Здесь его действительно очень и очень много».

Красота по-нидерландски: интервью с Карлой ван де Путтэлаар Красота по-нидерландски: интервью с Карлой ван де Путтэлаар
Слева: фотография Ринеке Дейкстра из серии «The Krazyhouse», 2008. Справа: картина Яна Вермеера «Девушка с жемчужной сережкой», 1665

Несколько недель назад мне удалось встретиться и лично побеседовать с фотографом Карлой ван де Путтэлаар, чей стиль отличается эротизмом, ирреальностью и изящностью. Узнаваемая комбинация достигается не только за счет простоты, глубины и искренности восхищения красотой женского тела, но и филигранной работой с тончайшими оттенками света и цвета. Сидя в шумном обеденном зале старинного амстердамского отеля «Ллойд» за традиционным закусками и эспрессо, мы поговорили с современным мастером «Hollands licht» о родстве фотографии и живописи, об особенностях отношений с моделями, и, понимая, что я имею дело с действительно большой ценительницей, о красоте. Красоте по-нидерландски.

Красота по-нидерландски: интервью с Карлой ван де Путтэлаар Красота по-нидерландски: интервью с Карлой ван де Путтэлаар
Фотографии Карлы ван де Путтелаар, «Без названия», 2000 год

Венеры Кранаха

Близость творчества Карлы ван де Путтелаар к живописи ХVII века – отнюдь не хитрая метафора скучающих критиков. Техническая сторона работы фотографа со светом, фактически визитная карточка автора – результат прямого влияния на ее творчество великого живописца Кранаха Лукаса Старшего. Сама Карла, рассказывая о своем пути в образовании и творчестве, подтверждает связь с живописью:

«Можно сказать, что я начинала как художница. Поступив в академию искусств (Gerrit Rietveld Academie) в Амстердаме, я сначала сформировалась как живописец. Но еще на первом курсе, когда у студентов есть возможность попробовать себя в разных жанрах, я подумала, что фотография может оказаться для меня даже более привлекательной… Поэтому, я закончила отделение фотографии, продолжив и далее работать с ней, при этом постоянно держа живопись у себя в голове, где-то фоном... Кроме того, меня всегда интересовала ранняя фотография, ее выразительная, пикториальная составляющая, она ведь также близко связана с искусством, ибо живопись в те времена являла собой единственную хорошо знакомую людям традицию.

Я действительно очень люблю фотографию, она дает мне очень красивый способ самовыражения. Каждый художник хочет иметь свой собственный стиль, который может быть даром небес, но также может стать и ношей, смирительной рубашкой. Собственный стиль дает художнику силу, но он может и ограничивать его/ее возможности. Такая опасность действительно имеет место быть. Смею признаться, что мне повезло найти свой стиль, который на самом деле говорит: «Да, это я! Это я! Я!» В моей фотографии связь с живописью все еще слишком сильна, и меня это радует.

Не могу сказать, что мой стиль в фотографии был как-то искусственно задуман. Он просто естественным образом отражает то, как я работаю. Вовсе не добавляя специально какие-то модные черты XVII века. Он заимствует идею, а не копирует формально. Это скорее ощущение того периода… То, как художник чувствует свет, цвет, контраст. Те светлые нечеткие оттенки, которые можно проследить в творчестве так называемых фламандских примитивистов. Очень бледные лица. Темный фон… Мне всегда нравился Кранах и обнаженная натура, которую он рисовал, например серия с Венерой и Амуром, крадущими мед. Эти полотна одновременно пронизаны эротикой и элегантностью – именно та комбинация, которую я решила когда-то попробовать использоваться в своих фотографиях. Отсюда, собственно, и название одной их моих серий – прямое посвящение Кранаху».


Красота по-нидерландски: интервью с Карлой ван де Путтэлаар Красота по-нидерландски: интервью с Карлой ван де Путтэлаар
Две версии полотна Лукаса Кранаха Старшего «Венера и Амур, крадущие мед»

Ловушка для родинки

На большинстве фотографий Карлы ван де Путтелаар изображены молодые девушки, отдыхающие на стерильных белых покрывалах или позирующие на черном фоне. Чаще всего в фокусе - крупные планы: запястья, скрещенные руки, бедра, плечи, грудь. Все они являют собой чистый образец восхищения красотой, молодостью, невинностью, подсмотренной и запечатленной будто бы в момент интимного погружения в собственный мир. Живопись XVII века предоставляет Карле инструменты для формулирования автобиографического сообщения, но уникальность визуального языка заключается как раз в сочетании с персонализированной откровенной телесностью ее героинь. Зритель осторожно вовлекается в игру разглядывания тайных посланий на коже каждой из девушек: родинки, веснушки, легкие синяки и даже мурашки – все эти знакомые каждому нательные узоры воспеваются фотографом как атрибуты простой и естественной красоты женщины. Поразительный контраст с миром гламура, пластической хирургии и одержимостью теми «образцами» красоты в массовой культуре, которые уже давно вышли за рамки эстетических и этических норм, не так ли?

Интересно, что при подборе моделей для своих фотографий Карлы ван де Путтелаар доверяет исключительно собственному инстинкту. Ее тяга к красоте и желание запечатлеть ее на пленке заставляют фотографа постоянно быть начеку, ведь нужный образ может встретиться ей где угодно. Она отмечает, что инстинктивное ощущение красоты в людях сродни внезапному узнаванию старого друга в толпе.    

«Например, когда я увижу вас следующий раз, окруженную другими людьми, я вас узнаю, потому что мы уже знакомы, - смеется Карла, - точно также я могу «узнать» кого-то, кого мне захочется использовать в моих фотографиях. Вдруг возникает определенная связь или возможность связи. Чаще работает именно так. И, надо сказать, уже не первый год. Конечно, иногда люди отвечают отказом, часто они просто не понимают, зачем им это нужно, так что метод не срабатывает. Ведь, прежде всего, «связь» должна быть взаимной».

Красота по-нидерландски: интервью с Карлой ван де Путтэлаар
Фотографии Карлы ван де Путтелаар из «Серии Кранаха», 2008 год

«Есть одна вещь, которую я особенно люблю в фотографии, - признается в беседе Карла, - это возможность поймать мгновение. «О! – восклицаю я про себя, - Я вижу это!» Заметив особенно красивый момент, влюбившись в него, я хочу поймать его в свою ловушку. Это сродни чувству жадности: мгновение настолько прекрасно, свет настолько идеален, все на своих местах, хочу, чтобы оно сохранилось со мной навсегда. И фотография, по-моему, справляется с этим идеально».   

«Красота – в глазах смотрящего…»

Карла ван де Путтелаар не работает ни на одно агентство, но признается, что с радостью принимает предложения о сотрудничестве. Ее фотографии использовались в рекламе, а также для иллюстрирования книжных обложек как современных авторов, так и классики.

«До сегодняшнего момента у меня не было предложений от издательских домов, которым я бы отказала в публикации моего снимка на обложке. Обычно я знакомлюсь с кратким содержанием романа и даю свое согласие. Издательским кругам хорошо знаком мой стиль и они спрашивают, могут ли они использовать определенную фотографию, по своему выбору.  Хотя иногда все же случается, что они просят меня сделать что-то новое», - комментирует Карла.

Одним их классических писателей мирового значения, романы которого иллюстрировались работами Карлы, был британец Дэвид Лоуренс. Как и сама фотограф, этот британский писатель, достигший пика популярности в начале XX века, обращался в своем творчестве к теме инстинктивного восприятия природы, естественному восприятию эмоциональности и сексуальности. По причине их смелости, признанной властями  выходящей за грань пристойности британского  общества, некоторые книги Лоуренса, включая знаменитый роман «Любовник леди Чаттерлей», были долгое время запрещены к публикации.

Красота по-нидерландски: интервью с Карлой ван де Путтэлаар Красота по-нидерландски: интервью с Карлой ван де Путтэлаар Красота по-нидерландски: интервью с Карлой ван де Путтэлаар
Опубликованные романы, на обложках которых были использованы фотографии Карлы ван де Путтелаар

Естественно, цензура со времен XIX века претерпела значительные изменения не только в Великобритании, однако, сегодня актуальность приобрела проблема полярного характера. Вседозволенность интернета, искаженное восприятие телесности, извращенные представления о красоте и интимности… Истинное наслаждение творчеством Карлы возможно при условии определенной подготовленности зрителя, и, в какой-то степени, ее снимки подстерегает опасность стать заложниками узкого понимания необразованного обывателя.   

Фотограф вспоминает случай из своей практики: «Для одной из публикаций в американском журнале, представляющем обзор групповой выставки с моим участием, я приняла решение заменить выбранный редакторами снимок. Не размещать на обложке фотографию обнаженной натуры. Также существуют сайты, на страницах которых я ни в коем случае не хотела бы видеть свои снимки… Я стараюсь быть очень осторожной относительно того, как представляются мои работы… Но все же, что касается области издательского дела, обычно у них получаются очень красивые и интересные книги. С ними у меня проблем нет. И мне это очень нравится».

«В основе всего лежит моя собственная фотография и мое прошлое. Конечно, какие-то вещи я собираю «на ходу», в пути: вдохновляясь моделями, светом, ситуациями, другими людьми. Внутри меня будто бы постоянно кипит котел, а в суп, который варится в нем, идут все попадающиеся ингредиенты. Часто, глядя на фотографию, я спрашиваю саму себя: «Боже мой! Неужели это сняла я?!».

Справка

Красота по-нидерландски: интервью с Карлой ван де ПуттэлаарКарла ван де Путтелаар (Carla van de Puttelaar)- голландский фотограф, кандидат философских наук, получившая степень в университете Утрехта. В настоящее время живет и работает в Амстердаме, преподает в Королевской академии в Гааге, Нидерланды. В 1996 году была удостоена Еsther Kroon Prize и Prix de Rome Basic Prize в 2002. С начала своей карьеры Карла ван де Путтелаар провела (персональные) выставки в различных музеях и учреждениях, включая Museum Beelden aan Zee in Схевенингене, музее Gemeentemuseum в Гааге, La Maison de la Photographie, Palais de Tokyo и L' Institut Neerlandais в Париже. Ее фотографические работы публиковались на обложках книг издательских домов Random House и Gallimard, а также на обложках журналов The New Yorker и the New York Times Magazine. В 2009 году журнал Elseviers поставил ее на 51 место в ТОП-100 голландских художников.

Сегодня ее представляют нью-йоркская галерея Danziger, брюссельская галерея Box, галерея Esther Woerdehoff, Париж, амстердамская галерея Kahmann и галерея Photo-Eye, Санта Фе.

Полезные ссылки

Официальный сайт Карлы ван де Путтэлаар
Интервью с Карлой ванн де Путтэлаар
Интервью с Ринеке Дейкстра

Беседовала: Ольга Бубич
Амстердам, 2014 год

обсудить на форуме zнята