Александр Бабичюс и Ирина Бельчикова: «Есть подход «вылепить», а есть – «подсмотреть»...»
Александр Бабичюс и Ирина Бельчикова уже не первый год работают вместе, объединив в семейном тандеме профессиональный и творческий подход к свадебной съемке. Итог – это одни из самых востребованных свадебных фотографов Литвы, специалисты с высоким уровнем авторитета среди коллег и при этом – невероятно открытые люди, готовые делиться личным опытом с теми, кому это необходимо, полезно и просто интересно.
Александр Бабичус и Ирина Бельчикова в Минске. Фото: Сергей Михаленко
В Минске Александр и Ирина приняли участие в финальной работе судейской коллегии конкурса BWPA, дали однодневный мастер-класс для свадебных фотографов и нашли время для небольшого интервью специально для ZНЯТА.
- Как давно началось знакомство с фотографией?
Александр Бабичюс (АБ): Фотографией как таковой я занимаюсь с детства, а Ирина…
Ирина Бельчикова (ИБ): … пожалуй, тоже с ранних лет. В памяти еще остались картинки из детства – красная комната, ванночки, фотографии…
АБ: Я начинал с пленочной фотографии, Ирина успела захватить лишь часть. При чем – пленочной цветной фотографии.
- Ручной процесс?
АБ: Да, дома была оборудована лаборатория: фотоувеличитель, тусклый зеленый фонарь…
- А как пришли в свадебную фотографию?
АБ: Именно свадебной фотографией занялись относительно поздно, около 4 лет назад. Первая съемка состоялась на свадьбе Ирины, потом была свадьба ее подруги. После чего с подачи Ирины решили вместе заняться коммерческой съемкой свадеб. И до этого момента фотография заработка не приносила. Я участвовал в выставках, что-то появлялось в прессе. Но это не оплачивалось и даже в голову как-то не приходило, что должно оплачиваться.
- На сегодняшний день свадебная фотография для вас – исключительно бизнес? Или же творчество, самореализация, удовольствие от процесса тоже присутствуют?
ИБ: Мне кажется, крайне сложно заниматься бизнесом, если это только бизнес, конвейер.
АБ: Согласен Особенно, если речь идет о фотографической сфере. Фотография, живопись, музыка - это все же творчество. Четко разделить бизнес и творчество в этой среде невозможно. И трудно работать, не испытывая удовольствие от процесса. Или же не испытывать его достаточно часто.
ИБ: Когда случается насыщенный сезон с большим количеством свадеб, очень устаешь и хочется, чтобы сезон побыстрее закончился. Но проходит последняя съемка, наступает затишье и уже через неделю руки снова тянутся к фотоаппарату и появляется желание снимать.
АБ: Переживаю в конце сезона те же ощущения. Но даже когда едешь на свадьбу с чувством пресыщения, все проходит уже через час после начала работы. Съемка затягивает, и уже подобные мысли не посещают.
- Вы в первую очередь репортажные свадебные фотографы?
АБ: Да. Хотя всегда подчеркиваю, что не хотел бы представлять себя и Ирину в каком-то стерильном виде. Чистый репортаж возможен только на поле боя. Так или иначе, но наши герои подпадают под влияние ситуации присутствия людей с большими фотоаппаратами, в большей или меньшей степени они играют на камеру. Вынося все это за скобки, нам кажется, что важнее передать реальные чувства в реальном времени в реальном месте.
- То есть вы не руководите: «Станьте тут, станьте там»?
ИБ: Нет, мы так не делаем. И даже, пожалуй, не умеем.
АБ: Есть подход «вылепить», а есть – «подсмотреть». Нам ближе второе.
- И все-таки, присутствует ли момент влияния на кадр? Провоцируете ли вы те или иные ситуации? Или же полностью отстраняетесь от событий и наблюдаете за происходящим?
АБ: Бывает и то, и другое. Чаще – второй вариант. Провокации ограничиваются просьбами пойти по той или иной стороне улицы, идти против солнца и т.д. Есть еще и психологические провокации. Они начинаются еще с первой встречи с клиентом с целью настроить его на ту волну, на которую должны быть настроены молодожены: это романтический лад, переживание и проживание действительно важного момента жизни, а не работа на камеру.
- Работа вдвоем – легко ли? Это помогает? Бывают ли моменты, что этот принцип мешает?
ИБ: Нет, не бывает. У нас получилась слаженная команда. Краем глаза я вижу, где находится папа, и не мешаю ему работать. И съемка всегда идет так, чтобы не дублировать друг друга. У каждого есть своя «территория» на церемонии. К примеру, при венчании я чаще снимаю крупные планы, а папа – отходит подальше, поднимается на хоры.
АБ: Работа вдвоем помогает, если работа идет на общую цель. Если бы снимали два фотографа, каждый из которых создает свою свадебную историю, такого сочетания не было бы. А так – мы работаем слаженно и порой даже уже путаем, где из нас и кто снимал.
ИБ: В течение съемки мы постоянно меняемся камерами… Можно вспомнить, но не всегда.
- Кого вы готовы назвать гуру, своими абсолютными авторитетами в свадебной фотографии?
АБ: Не могу назвать конкретные имена, которые являлись бы для нас некоей абсолютно вершиной…
ИБ: Есть фотографы, которые нам нравятся, но и у них привлекают далеко не все работы.
- То есть вы идете своим путем?
АБ: Нам хотелось бы так думать. Но есть и влияния, безусловно. Мы живем не в вакууме. Как сказала Ирина, нам нравятся отдельные работы, но нет такого автора, под каждой фотографией которой я мог бы подписаться. При чем это касается разной фотографии, не только свадебной.
- Есть ли у вас свадьба-мечта, либо она уже состоялась?
АБ: Известное дело – лучшее не снято. Мне лично хотелось бы снять индийскую свадьбу. С раскрашенными руками…
ИБ: А мне – выездную регистрацию. В Литве наконец-то это разрешено, и у нас уже есть такой заказ. Очень ждем этой съемки!
Из портфолио Александра Бабичуса и Ирины Бельчиковой
- Часто ли приходится снимать за пределами Литвы?
АБ: Случается. Работали в Португалии, Америке, России. Подобный опыт всегда воспринимается позитивно, хотя в экономическом смысле даже менее выгодно, чем дома снимать. Цену особо не повысишь, а расходы и материальные, и физические намного выше. Но такие предложения принимаем с интересом. Новые люди, места, традиции - это все очень интересно! В итоге домой приезжаешь с новыми идеями для работы.
- Исходя из вашего опыта, какой совет можете дать молодоженам при выборе свадебного фотографа? Чем руководствоваться, на какие критерии опираться?
АБ: Рецепт простой – смотреть фотографии и искать те, которые произведут наибольшее впечатление.
ИБ: Очень важно личное общение с фотографом. Чтобы понять, твой это человек или нет.
АБ: Личная встреча – это обязательное условие! Когда работаешь, к примеру, в нашем стиле, быть с клиентом на одной волне – просто необходимо! Нам важно видеть и понимать реальные чувства молодоженов. Возможно, это не столь критично для тех, кто больше уделяет времени постановочной съемке.
ИБ: В день свадьбы жених и невеста должны чувствовать себя свободно рядом с фотографом.
- Для клиентов ваш козырь заключается в том, что…
ИБ: …мы стараемся не нажимать на клиента, чтобы он обязательно выбрал именно нас. Лучше, чтобы это было осознанное решение. Больше гарантии, что мы сойдемся в различных вопросах, в том числе и в отношении фотографий.
- Известно, что отбор фотографий после съемки – одна из самых сложных задач. Кому в вашей паре отведена главенствующая роль в этом процессе?
АБ: В определенной степени у нас разделение труда. К примеру, обработка – это сфера Ирины. Она решает, каким образом достичь конечного результата, какой будет выбран стиль обработки фотографий.
ИБ: Скажем так, мы не советуемся в этой сфере. В свою очередь, я, к примеру, не вмешиваюсь в процесс создания слайд-шоу.
АБ: За годы работы у нас выработался очень близкий взгляд на свадебную фотографию. Бывают колебания, но редко. Может нравиться больше или меньше, но общий вектор при выборе – совпадает.
- Что вы предлагаете клиенту в качестве конечного продукта?
АБ: До последнего времени в большинстве случаев клиенты получали порядка 30 фотографий формата А4, обязательно слайд-шоу и размещение серии на нашем сайте. Эти моменты указаны в договоре, который мы подписываем с каждым клиентом.
На создание серии уходит очень много времени, она получается достаточно большой. Но, несмотря на объем, это становится весьма популярным.
Альбомы и книги пока заказывают мало, но рынок постепенно поворачивается в эту сторону. Наши услуги в Литве - одни из самых дорогих, поэтому добавить к цене еще и книгу – пока что не все готовы к этому. Хотя уже есть случаи, когда наши клиенты через год приходят к нам офис с просьбой сделать из их свадебных фотографий книгу или альбом.
ИБ: В Литве остро стоит вопрос с печатниками. Очень сложно найти соответствующий всем критериям уровень. Местного производителя книг хорошего качества – нет. Приходится размещать заказы за рубежом.
- Как часто в вашей практике случается, что после свадебной съемки общение с парой продолжается? Становитесь ли вы семейными фотографами?
АБ: Чаще всего так и происходит.
ИБ: Со многими семьями установились и дружеские отношения. Даже были случаи, когда после общения с нами клиенты сами становились свадебными фотографами.
АБ: Продолжение общения - это просто неизбежно с нашим подходом. Если ты долго выбираешь человека, с которым чувствуешь психологический комфорт, и этот человек пережил с тобой такое важное событие, как свадьба, - как может быть иначе?
ИБ: Это, фактически, часть жизни. Общение занимает большую часть времени.
- Всегда есть момент видения фотографа и видения клиента. И часто они не совпадают. Как вы действуете в подобных ситуациях? Подстраиваете клиента под себя, ищете своего клиента?
АБ: Взаимная корреляция взглядов, конечно, присутствует. Пожелания клиентов принимаются во внимание с учетом нашего опыта и наработок. Чаще все же клиент выбирает фотографа, а не наоборот.
Собственное представление о творчестве сложно изменить, порой даже невозможно. Заставить же себя сделать то, к чему душа не лежит – результат не порадует. Мы всегда подчеркиваем при общении с клиентом, чтобы он очень внимательно изучил наше портфолио, и для себя определился, то ли это, чего он хочет. Безусловно, мы учитываем определенные пожелания, но существенных отклонений от того, что клиент видит в портфолио – не делаем.
Из портфолио Александра Бабичуса и Ирины Бельчиковой
- Как вы оцениваете уровень развития рынка свадебной фотографии в Литве?
АБ: Литовский, впрочем, как и белорусский, и российский, рынок бурно развивался. Особенно в последние три года. В эту область пришло много новых фотографов, стала доступной техника, литература. Изменился и клиент, появились другие требования. Если когда-то было достаточно предоставить изображение, это были просто фотографии со свадьбы. Теперь же фотография должна быть с претензией на художественность. И это было еще каких-то лет 5 назад! Свадебная фотография не была объектом для художественного взгляда.
- Сложилась ли ценовая политика у литовских свадебных фотографов?
АБ: Гонорар начинающих - около 400 евро. Это стартовая цена, ниже которой фотографа не найти.
ИБ: Найти-то можно. Но не стоит заказывать. Как правило, это либо те, кто просто хочет снять и получить деньги, либо совсем начинающий. Возможно, среди них есть те, кто сможет это сделать более-менее качественно. Но риск очень велик.
- Тех, кто ставит невысокие цены и поставил съемку свадеб на конвейер называют, как известно, «бомбилами». Человеку не суть важно, чем заниматься, торговлей на рынке либо съемкой свадеб. Главное – это финансовый доход. Каково отношение к таким «фотографам» со стороны профессионалов, которые стремятся к развитию рынка свадебной фотографии?
АБ: В Литве такие еще встречаются. Но им все труднее жить и работать. Сам рынок их не принимает.
ИБ: Мы в основном вращаемся в Интернет-кругах. А те, у кого есть сайты, кто общается в Интернет-пространстве, кто принимает участие в жизни свадебных фотографов в Литве – это уровень повыше. А есть и те, кто в Интернете не представлен. Просто в газете дано рекламное объявление с номером телефона.
АБ: Если рассматривать этот процесс в динамике, то сейчас они уже не преобладают. Главным образом потому, что потребитель по-другому смотрит, другого требует, другого ожидает. И на этот процесс существенно повлиял Интернет как открытое информационное пространство.
- Можете ли отметить явные различия между литовской свадебной фотографией и белорусской?
АБ: В целом направление развития схожи. Среди фотографов есть те, кто склонен больше к режиссуре, а кто-то стремится больше к репортажному жанру. Есть и те, кто пытается объединить два подхода. Поэтому существенных отличий не наблюдается. Тем более, что в последние годы Интернет-пространство размыло границы, и мы все влияем друг на друга.
- Сложилось ли общее впечатление об уровне белорусской свадебной фотографии? Вы видели выставку «Портрет. Особый подход», просмотрели конкурсные работы финалистов BWPA…
ИБ: Хорошее впечатление сложилось еще даже до посещения Гродно и Минска. Мы видели достаточно высокий уровень и не удивились ему.
АБ: Мы действительно видим серьезный уровень у белорусских фотографов. Здесь другая проблема и серьезная - излишняя скромность. Даже в Гродно – там есть люди, чьи фотографии удивительно хороши! Они нам клятвенно обещали выложить в Интернете, показать широкой публике. Но так ничего и не сделали.
- Есть ли в Литве сообщество свадебных фотографов, клуб, союз?
АБ: Формально – нет. Фактически – да. Есть 3-4 активных фотографа, в т.ч. и мы с Ириной, кто стремится что-то делать в этой сфере.
- А по-вашему мнению, так ли необходимо объединение фотографов в ассоциации, клубы по свадебной съемке? Или это все же сугубо конкурентная среда, где каждый идет своим путем?
АБ: Я думаю, это нужно. Хотя бы как возможность организовать встречи, обмен опытом. Я сам провожу достаточно много семинаров, и не думаю, что это плохо влияет на наш бизнес. Рынок поднимаем мы все вместе. Он развивается, появляется больше клиентов, готовых заплатить хорошие деньги за качественный продукт. И вот такие объединения, совместный рост – это обогащает всех участников процесса. Хотя на первый взгляд может показаться, что растишь себе конкурентов.
Стратегически такие объединения только в плюс. Да, краткосрочно может отпасть один-два заказа. Но чем больше хороших фотографов, тем больше хороших заказчиков. И они не просто отдают большие деньги за тот же продукт. Повышается уровень, качество продукта!
Из портфолио Александра Бабичуса и Ирины Бельчиковой
- Проводятся ли в Литве конкурсы свадебной фотографии?
АБ: В этом году мы провели первый конкурс, получился не совсем таким, каким мы хотели.
ИБ: Закончился буквально пару недель назад.
АБ: Конкурс надо было бы больше рекламировать, но мы уже сделали выводы на следующий раз.
А как таковые конкурсы нужны. Любые подобные общественные выступления полезны для фотографов. Мы все с амбициями! А подобные мероприятия создают здоровое желание показать, подтянуться, взглянуть на свои съемки другими глазами.
- В 2009 году по вашей инициативе состоялось большое мероприятие со свадебными фотографами. Расскажите более подробно.
АБ: У нас появилась идея выйти за рамки Литвы не только в информационном веб-пространстве. Появилось желание перешагнуть реальные границы и собрать свадебных фотографов вместе. Бросили клич. В итоге к нам приехали из России, Беларуси, Польши, Латвии, Эстонии, Украины.
ИБ: Собралось 120 человек. Мероприятия заняли 2 дня. В первый день состоялась большая конференция, с выступлениями как нас самих, так и коллег.
АБ: А второй день мы провели в усадьбе в 100 км от Вильнюса. Там очень много объектов для фотографирования. Мы пригласили моделей-невест, организовали большой пикник.
ИБ: Даже погода подфартила! Был и дождь, и гроза, и солнце. Развлекались по полной.
- Планируете ли вы повторить это в этом году?
АБ: Думаю, да. Мы возьмемся за это дело, хоть это и очень хлопотно. Но позитив от таких мероприятий заряжает.
- То есть фотографы уже могут готовиться?
АБ: Да. Мы планируем примерно на август. И ждем белорусских фотографов как самых близких соседей! Тут же пешком можно дойти!
- Поделитесь своими впечатлениями от современной Беларуси.
АБ: Если абстрагироваться от фотографии – то страна очень неожиданная. Особенно, когда приехали в Гродно. В Минск-то мы уже ехали с ожиданием повторения этого ощущения. Гродно оказался вовсе не провинциальным городом, а очень европейским и с богатой историей. Минск же поразил при въезде. Мы приехали вечером, когда все сияло... Царство света! И в целом – красивый город, приветливая публика, масса красивых девушек.
ИБ: И еще - огромные пространства!
- Как члены жюри BWPA 2010, что бы вы хотели пожелать белорусскому конкурсу свадебной фотографии и будущим участникам?
АБ: Больше участников из других городов! Призываю тех, кто прочитает это интервью – не бояться, не стесняться, участвовать!
- Ваши пожелания начинающим свадебным фотографам. Каких ошибок можно и нужно избегать?
АБ: От себя я бы посоветовал не зацикливаться на свадебной фотографии. Если до того снимали что-то – тогда проблемы нет. А если начали снимать и только свадьбы – это ошибка. Надо снимать архитектуру, портреты, пытаться снимать в студии. Увидеть фотографию во всех гранях. Надо пробовать все! Увидеть свет, жанры и сюжеты, и потом привнести в свадебную фотографию. Тем более, что это синтез направлений в фотографии. И настоящим мастером становится тот, кто сможет снимать разное.
ИБ: Надо задавить в себе излишнюю скромность. Да, не завышать запросы, но и оценивать себя адекватно.
- Вы проводили портфолио-ревью с Дмитрием Кужальковым. Какую оценку можете дать со стороны?
АБ: Осталось очень хорошее впечатление! Конечно, мы высказали целый ряд советов и пожеланий. И как каждому из нас есть куда расти, есть куда расти и Дмитрию. Старт у него хороший. Дима хорошо видит свет и момент. На мой взгляд, это два самых важных момента. Еще предстоит большая работа над конечным продуктом. Но база там солидная и Дима еще удивит.
- Что хотели бы добавить от себя под занавес разговора?
АБ: Хотим поблагодарить за приглашение, заботу и внимание. Нам приятно и комфортно, приезжайте к нам, будем пытаться отплатить тем же.
- Будете ли готовы приехать еще?
АБ, ИБ: Да!
ИБ: Очень хотелось бы приехать весной или летом, когда хорошая погода и много зелени.
Беседовал: Сергей Михаленко