Фотограф Александра Солдатова: «Мы живем в предчувствии ренессанса»
О молодой беларусской фотографии особенно громко заговорили во второй половине 2014, когда культурное пространство столицы наполнилось околофотографическими событиями разного масштаба. СМИ наперебой восторженно транслировали анонсы мероприятий «Месяца фотографии в Минске», очередной выставки в «ЦЭХу» завершился выпуск второго образовательного курса фотожурналистов, в интернет-сообществе следили и обсуждали выпуски виртуального журнала «IMBALANCE». По следам проекта «BY NOW», представленном полтора года назад тандемом немецких кураторов Маттиасом Хардером и Хансом Пилером и арт-менеджером из Гродно Андреем Ленкевичем, начала свое путешествие по городам Германии коллективная выставка работ молодых беларусских авторов.
Можно ли считать все эти события поводом задуматься о медленном, но верном формировании бренда «молодая беларусская фотография»? И что вообще на сегодняшний момент представляет собой сообщество практикующих документальных и арт фотографов в Беларуси? Существует ли оно вообще? Эти и другие вопросы я подняла в беседе с Александрой Солдатовой, редактором интернет-журнала о фотографии «IMBALANCE», участницей многочисленных выставок в Беларуси, России, Польше, Литве и Германии, фотографом, которая со смешанным чувством оптимизма и трезвой критики анализирует нынешнее положение дел в беларусской визуальной среде, осторожно констатируя «предчувствие ренессанса».
Из проекта Александры Солдатовой «See(ing)», финалиста премии «ПРАФОТА» (Минск, 2014)
Говоря о молодой беларусской фотографии, невозможно удержаться от сравнения ее с одноименным брендом наших соседей из «северной столицы». Как известно, благодаря усилиям петербуржского информационного центра-бюро «ФотоДепартамент» и, непосредственно, деятельности куратора, преподавателя и критика Нади Шереметовой, «молодая российская фотография» за последние несколько лет смогла не только выстрелить, но и превратиться в узнаваемое, бурно развивающееся явление, которое неизменно связывают с такими эпитетами как «думающая», «сложная для восприятия», «концептуальная».
В существовании такой объединяющей институции как «ФотоДепартамент», а на его просторах – «сильного движка» в лице Нади Шереметовой, Александра Солдатова видит одно из существенных отличий между молодой российской и беларусской фотографией. Несмотря на то, что это скорее стимулы внешнего характера, их важность игнорировать невозможно, особенно если мы говорим о первых этапах развития какого-либо социального или культурного явления.
«Для того чтобы подобная институция сложилась в Беларуси, должны совпасть очень много факторов: и желание авторов, и, хотя бы минимальная, но государственная поддержка. Еще одним вопросом является вопрос очень сильной личности, которая смогла бы проявить инициативу, оказаться способной вести за собой других. В нашей стране положение дел немного другое,» – считает Александра, соглашаясь с мнением одного из представителей беларусской фотографии 1990-х, Владимира Парфенка, который назвал актуальную ситуацию в нашей стране «историей индивидуальных карьер и индивидуальностей».
«У нас возникают всплески интереса к отдельным личностям, - комментирует Александра Солдатова, - и вокруг начинают формироваться «кружки по интересам». Остается только надеяться, что эти сгустки, небольшие группы, смогут влиять на среду - единственный способ эффективной деятельности в условиях физической невозможности создать институцию. Плюс нам не хватает смелости. У тех, у кого есть помещение, не хватает смелости сделать там сборный проект. Не хватает образованности. Весомости. Мы привыкли бояться и поэтому не готовы рисковать. Но ведь куда деться без определенного риска?».
Из портфолио Андрея Карачуна, журнал «Imbalance»
Критик Любовь Гаврилюк, представляя обобщенный анализ круглого стола «Реконструируя фотографическую историю: от «Минской школы» до поколения «BY NOW», который прошел в мае 2014 года, также констатирует отсутствие серьезных институций в арт-фотографии как особенную характеристику актуальной ситуации в беларусской фотографии. Тем не менее, она отмечает, что этот факт отнюдь не стал для молодых фотографов барьером: «Все представители поколения «by now» прошли стадию обучения на нескольких курсах. Все очень обдуманно выбирают последующие стажировки и периодически выезжают на портфолио-ревю (в Минске такая возможность была только раз), успешно участвуют в международных конкурсах».
Острая нехватка интеллектуально обогащающей среды подталкивает молодежь на поиски ресурсов за рубежом, самообразование и, как результат, движение в сторону тех самых «индивидуальных карьер», о которых упоминает Владимир Парфенок. «Мы – не самородки, - делает промежуточный вывод Александра, - «самородки» по ночам читают очень много литературы, смотрят успешные проекты. И мы не вполне самоучки, потому что каждый из «самоучек» уже успел поучиться где-то в Европе, съездил на портфолио-ревю, присмотрелся к тому, чем заняты наши соседи в Литве, Польше, России. Негативным последствием отсутствия институции является гораздо более серьезный минус – отсутствие солидарности».
Александра считает, что, в условиях бедности интеллектуальной фотографической среды, представленной образовательными учреждениями, молодым авторам необходима критика и понимание со стороны старшего поколения. «Я уверена, - утверждает Александра, - что никто из больших фотографов с первого толчка свой проект не запускает в космос! Это большой и длинный путь. А поддержки, желания понимать друг друга, у нас как раз и нет. Постоянно возникают открытые споры насчет мелочей, люди в публичном пространстве способны проявлять полное неуважением к молодым коллегам, к тому, что они делают, оскорблять друг друга. А после этого они говорят: «У нас нет сообщества!». Ну, конечно, у нас его нет…».
Из проекта Александра Михалковича «Заставить интернет помнить Холокост»,
победителя премии «ПРАФОТА» в номинации «арт-фотография» (Минск, 2014)
«Художник – это человек, который способен воспитать себя, уважать труд другого человека и способен в него вникать, даже если он ему не близок, а темы - не интересны. Демонстрируя неконструктивный подход, не просто отсутствие культуры, а неоправданную агрессию, мы препятствуем развитию молодой фотографии, пугаем ее».
Александра Солдатова отмечает, что ей хотелось бы, чтобы молодые фотографы, уже отважившиеся вынести проект на публичное обсуждение, все же получали бы от более зрелых коллег критику непосредственно своих работ, а не себя. Старшее поколение должно понимать, что в каждом критическом совете должен быть элемент направления, указание автору вектора движения в сторону улучшения работ.
«Мне бы очень хотелось, чтобы терпимость и желание в большей степени были бы присущи беларусским фотографам, особенно если мы говорим о старшем поколении», - признается Александра.
Говоря о содержательном аспекте творчества молодых беларусских фотографов, нельзя не вспомнить мнение, которое Александра Солдатова озвучила в своем интервью немецкому журналу «DW», отметив, что «беларусские авторы варятся в собственном соку, за счет чего имеют все шансы остаться аутентичными». Так, изоляция может рассматриваться нами не только в негативном свете: определенная удаленность Беларуси от европейского сообщества дает местным авторам преимущество разработки действительно аутентичных тем, которые неизменно будут вызывать в других странах интерес.
«Когда-то фотограф Юрий Матиюн, комментируя проекты, выигрывавшие на портфолио-ревю в Братиславе, выбрал для их описания слово «экзотичные», - вспоминает Александра, - это так и есть. Беларусы могли бы отлично справляться с задачей вызвать в зрителе тот самый первоначальный порыв – зацепить его. При дальнейшем углублении в проект, можно обнаружить, что они все об одном и том же: о неких общечеловеческих ценностях, самоидентификации, еще о чем-то…Но здесь, в Беларуси, мы как раз можем искать и находить такие визуально и изначально культурно непривычные темы. Обращать внимание европейского зрителя на темы, мимо которых он не пройдет, а остановится и захочет узнать больше».
Из проекта Виктора Гилицкого «Последний визит», был представлен в формате персональной выставки на «Месяце фотографии в Минске» в 2014 году
Многим молодым беларусским фотографам действительно удается это сделать. Они находят темы, которые были бы интересны как внутреннему сообществу, побеждая в различных конкурсах и выставляясь на государственных и частных площадках Беларуси, так и в Европе. Яркими примерами тут могут быть проекты финалистов «Vilnius Photo Circle» Анастасии Хролович и Максима Сарычева, полюбившиеся европейским зрителям черно-белые портреты провинциальной молодежи Александра Веледимовича, аутентичные разноплановые серии Виктора Гилицкого, ставшего финалистом четвертого портфолио-ревю в Киеве на фестивале «Визии» в 2013 году, а также некоторые проекты участников немецкого среза «BY NOW».
Актуальное фотографическое сообщество в Беларуси до сих пор существует, по большому счету, в формате «кружков по интересам», и после быстро угасшей волны 1990-х европейское сообщество сегодня только начинает повторно открывать для себя «другую» беларусскую фотографию. Наше присутствие как в беларусских галереях, так и в Европе, несомненно, станет более ощутимым при условии изменения отношений внутри сообщества, при развитии солидарности и конструктивной критики друг друга. Беларусская культурная среда, к счастью, постепенно лишается отрицающего любую активность тэга «нічога няма»: не замечать активность отдельных энтузиастов, публикующих журналы, устраивающих выставки, проводящих конкурсы, верстающих сайты было бы просто глупо. Беларусская фотография начинает заявлять о себе. И этот голос слышен все отчетливее.
«Именно сейчас очень хочется верить, что беларусская фотография может во что-то вырасти, - признается Александра Солдатова, - что мы живем в каком-то легком предчувствии ренессанса. Хочется надеяться, что также расширяется круг людей, которым интересно вникать в «думающую» фотографию. Потому что даже если мы расширяем этот круг на пять человек в год, для нашей небольшой страны это уже очень значительный процент. Ведь, на самом деле, для запуска цепной реакции изначально людей нужно очень мало. А они у нас точно уже есть!».
Беседовала: Ольга Бубич
Минск, февраль 2015
обсудить на форуме zнята