Дмитрий Луньков: «В моем понимании фотография – это отпечаток»
Напечатать так, как есть; чтобы на качественной бумаге и с хорошей передачей нюансов оттенков; чтобы изображение гарантированно сохранилось надолго в первозданном виде – все это не один десяток раз фотографы обсуждают с оттенком грусти, словно, это все недостижимо, а если и доступно – то где-то там, далеко, и заоблачно дорого.
В апреле 2017 года Белорусское общественное объединение фотографов совместно с Дмитрием Луньковым (лаборатория Vision Pro, Вильнюс) проводили семинар по fine art печати фотографий. Именно эта технология не то, чтобы делает все мечты реальностью, но уж точно отвечает на многие запросы фотографов по печати. Готовность и желание активно делиться и опытом, и информацией привели к большому разговору о digital fine art.
Одна из первых студий профессиональной художественной цифровой печати (digital fine art rinting) появилась порядка 30 лет назад. Первый 12-цветный принтер для fine art печати выпустила компания Canon в 2005 году. И сегодня это одна из самых честных и требовательных технологий печати фотографии на бумаге и на холсте. Почему вы обратили внимание на digital fine art printing и почему взялись так активно ее популяризировать среди фотографов?
В моем понимании фотография – это отпечаток. На экране монитора мы видим лишь набор цифровых пикселей, набор данных, с которыми можно работать. Только печать вдыхает в фотографию жизнь, и высказывание фотографа начинает звучать. Только отпечаток может отделиться от автора и начать жить своей жизнью в любой момент. На этом этапе появляется необходимость подтвержденных гарантий качества печати и сохранности фотоотпечатка. Печать по стандартам fine art отвечает на эти запросы сполна. Фотографам же эта технология позволяет спокойно выводить на печать файлы любого размера, с тончайшими деталями в светах и тенях. Цветная или черно-белая фотография – неважно. При печати fine art работа идет в той же цветовой модели, что и в графических редакторах (RGB), и фотография выводится на печать без каких либо искажений.
Единого технического стандарта именно fine art печати не существует. Но, к примеру, для бумаг существует стандарт ISO 9706, согласно которому она должна сохраняться на протяжении долгого времени без изменения структуры и цветности на протяжении 250-400 лет. И есть производители, которые дают такую гарантию. При печати оригинальными чернилами, устойчивыми к свету, пигмент сцепляется с поверхностью листа, не растекаясь по поверхности. И благодаря этой точности мы получаем на выходе отпечаток, который порой смотрится как 3D, настолько тонко передаются тональные переходы, объемы и линии.
Давайте уточним. Технического стандарта нет, а гарантия на 250-400 лет – есть. Откуда?
Ведь естественным образом это не проверить. Маркетинговые сказки для потребителей?
Вовсе нет! Существует независимая компания Wilhelm Imaging Research, созданная семейной парой Генри Вильгельмом и Кэрол Брауэр. Эксперты компании сотрудничают с брендами, так или иначе связанными с любыми запатентованными технологиями репродуцирования изображения. Это производители бумаг, холстов, принтеров, чернил и всего прочего. Тестируя все возможные сочетания комплектующих, компания публикует на своем сайте открытые протоколы испытаний. Любой желающий может, к примеру, выбрать интересующие бумагу и чернила и узнать, какой результат дает их сочетание, в том числе насколько долговечным и неизменным будет изображение.
Резюмируя: fine art печать – это…
...струйная печать на специальной бумаге либо холсте с использованием архивных пигментных чернил. Обязательные параметры - бумага не должна разрушаться и желтеть в течение долгого периода времени, а чернила - выцветать. Печать по стандарту fine art обеспечивает максимально точную цветопередачу на печатном носителе.
Ваш печатный центр, лаборатория Vision Pro, находится в Вильнюсе. Почему именно там?
Все просто – свободный доступ к материалам, комплектующим, возможность регулярно и своевременно обслуживать технику. Мы можем гибко подходить к формированию ассортимента, предлагать нашим клиентам востребованные продукты, сохраняя при этом все стандарты digital fine art, предписанные технологией и производителями оригинальных комплектующих. И все это с возможностью предложить более выгодные цены на печать и оформление, чем, к примеру, в Германии.
Дмитрий, вы делаете акцент на том, что лаборатория имеет сертификаты, подтверждающие, что ваши отпечатки соответствуют всем стандартам digital fine art печати.
Я изначально был нацелен на то, чтобы создавать не просто печатный центр, а именно сертифицированную лабораторию. Все началось в 2014 году. Я прошел стажировку в Германии у производителей бумаги для fine art печати Hahnemühle. Вскоре мы получили еще один сертификат – на этот раз французского производителя бумаги Canson® Infinity.
Для нас наличие этих сертификатов – это и более широкие возможности, и масса обязательств.
И то, и другое помогает держать высокую планку качества, которую задает сама технология.
Каждые три года лаборатория должна проходить полный личный аудит. Кроме того – если кто-то из производителей представляет новый тип бумаги, мы получаем тестовую упаковку, обязаны сделать отпечатки определенных изображений и отослать их производителю. Специалисты компании, в свою очередь, анализируют принты на предмет корректности работы пигмента на данном типе бумаги, как она себя «ведет» после печати, проводит исследования и т.д.
Что на практике это дает вам и что дает вашим клиентам?
С сертификатами мы получили возможность общаться напрямую с техническими специалистами производителей. Это и более квалифицированные ответы по нашим запросам, и оперативность обратной связи. Для представителей лаборатории открыт доступ ко второму уровню информационной поддержки, в т.ч. на специализированные семинары и конференции. Общение с коллегами, с экспертами по печати из других стран – это важно и нужно, если хочешь расти и развиваться. Да, все мероприятия платные, все на английском языке. Но из моего личного опыта – практически вся информация по fine art печати, доступная на форумах и бесплатных сайтах, либо строится на основе домыслов, либо в принципе не имеет ничего общего с практикой.
Теперь о клиентах. Для каждого отпечатка мы готовим сертификат с технической информацией. Это гарантия того, что фотография напечатана в соответствии с технологией fine art, а значит, при правильном хранении сохранит все свои изначальные свойства на заявленный производителем срок. Даже если вы печатаете фотографию для себя и есть хотя бы 0,5%, что когда-то вы продадите или подарите свою работу, лучше сделать такой сертификат сразу. Тем более, что это совершенно бесплатно. Если мы печатаем для выставки – такой сертификат выдается по умолчанию.
Вернемся к вопросу цены. Печать fine art – это дорого?
Качественный отпечаток с гарантией сохранности на несколько сотен лет – такая технология по определению не может быть дешевой. Да, digital fine art – не панацея.
И здесь, в Беларуси, и в Европе есть дешевая фотопечать. Это не плохо, и не хорошо.
Это другой продукт, со своими целями задачами и параметрами.
Хотя я был удивлен, столкнувшись с тем, что фотографы печатают выставочные работы в стандартных минилабах, везут их для экспонирования в разных странах. Как можно так относиться к своему творчеству? К тому же, ни один серьезный коллекционер не купит такую фотографию! Он платит деньги и должен быть уверен в качестве отпечатка. Логично, что потребуется документ с информацией о том, где работа была напечатана, на какой бумаге, какими пигментами. Такой же сертификат потребуется, если фотография будет выставлена на аукцион.
При этом, я прекрасно понимаю все реалии рынка, в т.ч. рынка Беларуси. Можно, конечно, выставить среднеевропейскую цену в 100 евро за квадратный метр. Мы всеже предпочли другую стратегию – искать и находить варианты, по цене, по комплектации. Так, чтобы и остаться в рамках жестких стандартов качества fine art, и предложить клиентам ассортимент на разный бюджет.
В представлении большинства, fine art печать с ее сотнями лет сохранности – это, в первую очередь, тема музеев и галерей. А фотографам эта технология зачем? Ведь по сравнению с количеством снимающих, выставки делают единицы…
Возможностей для фотографов на самом деле много! В том числе благодаря разнообразию бумаг для печати и нашему ассортименту по конечному продукту.
Если вы коммерческий фотограф, занимаетесь свадебной, семейной или детской съемкой – это печать фотографий для клиентов с возможностью оформления под ключ и на разный бюджет. Тут вариантов очень много.
Еще один важный продукт – порфтолио или персональный бук. Качественно отпечатанное и оформленное портфолио фотографа – это правильная инвестиция в себя, в свое творчество, в свою работу. Чаще всего фотографы отправляют своих клиентов смотреть примеры работ на сайты, в социальные сети, приносят на встречи планшеты. Но я убежден, качественно отпечатанное и оформленное портфолио - это совсем другой уровень восприятия! Печать fine art порой дает эффект 3D изображения, настолько точно передаются все детали и нюансы изображения. Портфолио-ревю, международные конкурсы или тематические образовательные программы – сюда тоже лучше приезжать с качественными отпечатками. Юля и Женя Канаплев-Лейдик печатали в Vision Pro свое портфолио перед стажировкой в колледже Central Saint Martins (Лондон).
Не так давно вы писали, что в лаборатории впервые были отпечатаны сканы со старых фотографий. Расскажите подробнее об этом направлении.
Да, это отдельная тема, работа с архивной фотографией, восстановлением семейных архивов. В Vision Pro есть возможности для качественной оцифровки пленок и старых фотографий. При необходимости, можно и ретушь сделать. Но я считаю, что старые фотокарточки надо оставлять как есть – со всеми этими царапинами, трещинами, изломами. Уровень fine art печати такой, что это все превращается в артефакты и начинает жить новой жизнью в фотореплике. Их хочется рассматривать, даже трогать. Представьте, этот дубликат просуществует еще несколько сотен лет и накопит новые!
Фотография в этих деталях и изъянах живет, в них отражаются прошлое отпечатка, прошлое людей, которые на нем изображены. В них – сила старых фотографий. Конечно, если есть явные дефекты – мы исправим, но лишь там, где это действительно нужно.
Помимо fine art печати лаборатория предлагает различные варианты оформления фотографий под ключ. Что это за решения и в чем их особенность?
Печатая фотографии класса fine art, я должен предложить клиенту и соответствующие этому уровню продукты хранения и презентации отпечатков. К тому же, это требовательная к условиям хранения печать. Да, на стене пигмент не выгорает, бумага не деформируется, но если речь идет об альбомах – они должны быть из безкислотных материалов, с правильными листами кальки либо глассина между фотографиями, чтобы не повредить печатный слой, и т.д. И один из моих главных принципов – клиент должен получить продукт в завершенном виде. Даже если мы просто отпечатали набор карточек 10*15. Мы упакуем их в специальный бокс для хранения фотографий. Да, это дополнительные расходы, но вы делаете отпечатки, которые гарантированно проживут не одну сотню лет. Если их правильно хранить.
Покупая очки за несколько сотен евро, вы же не станете кидать их в сумку с ключами или оставлять где попало. Нет, вы будете складывать их в чехол, протирать от грязи и пыли специальной тряпочкой. Вот и с fine art – похожая история.
Вернемся к ассортименту. Если говорить о коммерческой фотографии (свадебная съемка, детская, семейная) – у нас представлена такая линейка продуктов, чтобы закрыть любые потребности. Фотоальбомы, уже упомянутые фотобоксы, с паспарту или ретро-уголками. Каждый из продуктов разработан с учетом правил хранения домашнего архива, отпечатанного по стандарту fine art. Еще один пласт печати – холсты с возможностью оформления не только на подрамник, но и в багет.
Кстати о бумаге. Те фотографы, кто хотя бы раз держал в руках презентационный бук с образцами, больше не хотели смотреть на стандартные бумаги для фотопечати. В ассортименте той же компании Canson есть такие варианты, которые серьезно влияют на восприятие фотографии. Поверхность бумаги, ее текстура и тональность становятся частью отпечатка. Поэтому для меня, например, порекомендовать фотографу тот или иной вариант для печати – это колоссальная ответственность. Это сродни участию в создании этой фотографии.
Дмитрий, накопленный опыт уже позволяет вам формировать рекомендации для фотографов, которые планируют печать фотографий по технологии fine art. Каким базовым параметрам необходимо следовать и почему?
Самое простое и основное – снимайте в RAW. Всегда. Сегодня уже можно не думать о месте на карте памяти или на винчестере. Сохраненные 20-30 фотографий, подготовленных к печати, или тех, с которыми вы будете работать позже – это на самом деле не так много места. Лет шесть назад носители были очень дорогими. А сегодня флеш-карты, жесткие диски, подписки на облака стали доступны. Надо помнить, что цифровая фотография – это набор данных, и чем их больше, тем проще на финальном отпечатке добиться того качества и цветопередачи, которые нужны автору. С технически слабым кадром сделать что-то очень сложно. Fine art достанет и подчеркнет в вашем файле все, и плюсы, и минусы. Можно сказать, что fine art не прощает ошибок, даже самых незначительных.
Отдельная тема, о которой я говорил, говорю и собираюсь много говорить дальше – мониторы и их настройка. Это основа основ в работе с цветом и допечатной подготовкой фотографий в целом, которую многие фотографы, увы, игнорируют.
Я регулярно сталкиваюсь с ситуацией, когда мониторы не то, что не откалиброваны,
в них не отрегулирована яркости! Нонсенс!
Два параметра помогут корректно работать с фотографией при подготовке к печати – калибровка и профилирование. Второе делается под конкретную модель монитора. Важно это помнить.
Ваш опыт с допечатной подготовкой фотографий привел к сложившемуся мнению относительно техники Apple и оно не самое популярное…
Я всем говорю – не гонитесь за этой техникой. Она хороша для видеомонтажа, для технической ретуши, для верстки дизайн-макетов. Но эта техника непригодна для качественной допечатной подготовки! А стоит она дорого. Хочется Apple как систему - купите Mac Mini и подключите его к профессиональному монитору с корректной с точки зрения фотографии цветопередачей.
Как строится ваша работа с клиентами из Беларуси? Как они относятся к тому, что лаборатория далеко? Большинство фотографов привыкли лично наблюдать процесс печати...
Vision Pro в Вильнюсе – это демо-зал с образцами и тестовыми отпечатками, и отдельный зал, где стоит оборудование для печати. Я против того, чтобы в производственном помещении было больше людей, чем необходимо для процесса. Это снижает множество рисков, от попадания бытовой пыли до излишней спешки, которая всегда возникает, когда кто-то стоит над душой.
Процесс работы с беларускими клиентами разделен на те же этапы, что и с клиентами из любой другой страны. Первый этап – это получение цифровых файлов, анализ их качества, обсуждение нюансов. Мы уточняем, сохранять ли отклонения от стандартных параметров цвета и другие детали. Второй этап – тест-принты и коррекция исходников при необходимости. Финальный – итоговая печать. Как правило, это 2-3 дня. Еще следует учитывать, что для дальнейшей работы с отпечатком на бумаге ему надо дать вылежаться 5-6 часов, на холсте – 48 часов.
Насколько я знаю, у вас большие планы. Как удается сочетать работу в лаборатории и увлечение фотографией?
На самом деле, буквально на днях я принял решение все же завершить свою историю именно с фотографией и сосредоточиться на теме печати фотографий и работы с цветом. Сейчас ищу возможности создать образовательный центр по работе с цветом и изображением, с просторным демо-залом. И, конечно, продолжить учебу – ездить на профильные семинары. Меняется и сама технология, меняется ассортимент бумаг и пигментов. Мы с коллегами должны быть в курсе всего, чтобы, в свою очередь, предложить самое интересное нашим клиентам.
Кроме теории и обучения мы с каждым заказом накапливаем ценный практический опыт, узнаем что-то новое. В том числе и том, чего делать не надо. И мы готовы делиться знаниями!
Редкое желание в наши дни…
Мы заинтересованы в том, чтобы максимально популяризировать технологию fine art, рассказывать о ней как можно большему количеству людей. Если сегодня вы еще только работаете над проектом и не собираетесь печатать, через год вдруг может появиться возможность для выставки или кто-то захочет купить вашу работу. Или быть может вы разберете семейный архив и захотите сделать дубликаты. Нам важны не только клиенты здесь и сейчас, но те, кто, возможно, придет к печати через год, через пять лет. И важно делать так, чтобы их фотографии технически были готовы к fine art печати в любой момент, чтобы фотографы могли напечатать то, что они хотят именно так, как хотят. Это наша миссия. В ее реализации поможет сайт лаборатории. Кроме информации о технологии и о нашем ассортименте там вскоре заработает блог, где я планирую размещать свои статьи по теме печати fine art и работе с цветом в фотографии.
Текст: Елена Кушнир
Портрет: Сергей Михаленко