Антон Лещинский. Учиться видеть

Тема обнаженного тела в нашей фотографии редко появляется в экспозициях и тематических выставках. И это связано не только со свободой личности фотографа и модели, но и с необходимым профессиональным мастерством. В эпоху сэлфи именно мастерство и многолетняя практика в арт – ню отличает творчество художника, фотографа и педагога Антона Лещинского. Формат «Встреч с легендами» вносит свои коррективы в иллюстрации, но более полно можно ознакомиться с работами Антона Лещинского на его сайте.

Валерий Ведренко

Очень жаль, что ещё не все в Беларуси знают Антона Лещинского, замечательного фотографа из Гродно. Сегодня мы это исправим.

Немного потеряли.

Посмотрим. Антон очень близкий мне и по жанру, и по исполнению автор, который так верен, своей теме. А тема у нас такая... волнующая!

Щекотливая.

Кого-то щекочет, а кого-то волнует... И эта тема - ню в фотографии и искусстве. Но, по традиции, краткая биографическая справка - где родился - учился, как оказался в Гродно?

Если так кратенько, то судя по моим узким глазам, я родился в Казахстане. Мои родители целину поднимали. Наше поколение олдовое, как говорит молодежь или винтажное , помнит те времена, когда ездили на целину родители. Потом мы вернулись в Раков под Минском. Известное местечко контрабандистов. Там граница с Польшей проходила до 39 года. Школа восемь лет... Со школы я бежал, лишь бы только в ней не учиться. После восьмого класса поступал в художественное училище, так как я с самого детства рисовал. Не поступил - диктант по русскому языку написал на два. Написал бИнзин, рИзина. Хотя рисунок, живопись и композицию сдал. Не хотел идти в школу и пошел в сельскохозяйственный техникум, недалеко от Ракова. Получил там специальность. Кое-как отучился, работал в совхозе два месяца бригадиром комплексной бригады, таскал пьяных доярок по коровнику, потом в армии отслужил. После армии пошел в Академию. В Академии показал свои работы, сказали, что талантливый, но школы у тебя нет, поэтому давай иди, учись.

В Академию искусств?

Да, в академию искусств. Раньше БГТХИ. Я решил не терять время, а поехал в Витебск на художественно-графический факультет. Поступил , закончил его и уже на выпуске узнал, что моего одногруппника берут в Гродненский университет. Там открывается специальность "Начальные классы" с дополнительной специальностью "Изобразительное искусство". Я поехал проситься сам на работу. Меня взяли и по сей день, с 88 года¸ я 35 лет в университете.

Хорошо. Сейчас ближе к фотографии. Все говорят, что снимали в детстве. Как у тебя сложилось в этом плане?

Знаешь, в деревнях можно было купить проявитель и закрепитель, бачок, ванночку и фотоаппарат, вообще все доступно было, поэтому родители мне купили Смену 8. Сколько мне лет было я уже не помню. Может 13, может 12. Я помню, что фотографировал все: заборы, трактора, все на свете, собственно как все дети. Одна фотография, которая мне запомнилась - у меня получилось небо проработанное. Всегда не хватало динамического диапазона, а тут оказалось, что небо может получиться. А фотографией занимался я всю жизнь. То бросал, то возвращался. Я - визуал. Мне в принципе все равно, чем заниматься - графикой, живописью или фотографией – это все визуальное искусство. Просто инструментарий меняется.

Антон, а какие-то кружки или какие-то клубы...

Нет, никаких кружков, ничего не было. Рисовать не учился, ни в каких кружках фотографии не учился. Так... любитель.

Но все-таки художественное образование ты получил? Классическое.

Да, полуклассическое, наверное.

Хорошо, а с фотографией, как у тебя происходило. На что ты ориентировался? Если не было учителя, то все равно, какие-то стандарты – это нравится, это не нравится?

Во-первых, я занимался изобразительным искусством и для меня стандарты были в живописи и графике. А фотографию я использовал для произведений станковой живописи или графики.

И, тем не менее, я бы хотел хоть какие-то имена услышать.

Передо мной висит Ян Саудек. Для меня он был открытием. Привлекла живописность его раскрашенных картинок и мне всегда было интересно наблюдать, как китч можно превратить в искусство. Потом - незатейливость его художественных средств. Он всю жизнь на одной стенке шершавой фотографировал и, в принципе, не выходя из квартиры или студии. Поражен был этим. Потом, мир моды привлекал, Ричард Аведон, который у всех на слуху, Хельмут Ньютон, Говард Шац... Я бы не сказал, что изучал историю фотографии глубоко, чтобы искать себе кумиров. Я ориентировался на изобразительное искусство, понимая, что как только вещь у тебя получается, ты себя ловишь на мысли, что где-то это уже было. Это уже кто-то делал. Смотришь, лежащая, ага - вспоминаешь Рембрандта или Джорджоне, или с жемчужной сережкой... Ты смотришь и понимаешь, что всё уже было. Т.е. живопись и графика много старше фотографии. Поэтому фотография все равно будет где-то на вторых планах в сравнении с этим.

Ты говоришь о постановочной фотографии?

Да.

Хорошо. А ты помнишь свои первые сьемки, когда ты впервые снял обнаженную девушку, как ты ее уговаривал или как это произошло?

Сложно вспомнить. Первую натурщицу могу вспомнить - рисовал в Витебске. В фотографии первое ню сделал в Гродно.

И как это было, это случайная встреча или какая-то знакомая?

Наверное, любовь была. Не случайно, потому что тема интересовала всегда и обнаженная натура в живописи, графике, женская натура всегда привлекала.

Что тогда заставило отложить в сторонку кисти и карандаш? Чем в этой области привлекла именно фотография?

Наверное - оперативность. Понимаешь, когда ты делаешь гравюру и тебе надо сделать печатную форму из металла, тебе надо сделать эскиз, тебе надо пройти долгий путь: травление, печать и прочее. В живописи ты долго к этому идешь и по дороге, наверное, теряешь какие-то свои эмоции, вдохновение. Мне стало скучно долго делать, и наверно… ведь изначально фотография была подспорьем. Фотографировал, смотрел, срисовывал. А потом я понял, что оно само по себе уже получилось. Фотография – к ней не нужно уже ничего добавлять, т.е. её не надо срисовывать! Она уже есть – готовая как произведение. Я могу только хуже сделать. Наверно с этого этапа начал считать фотографию как что-то самостоятельное. Но не было такого, чтобы я бросил рисовать. Я фотографировал, рисовал, снова фотографировал, потом гравировал по фотографии, печатал монотипии, соединял с офортом. Поиски технических средств были долгие. Вот только последние лет пятнадцать я уже меньше рисую, ушел в фотографию. Но теперь я стараюсь делать фотографию, в которую не нужно вмешиваться, доделывать.

Тебя волнует одна тема - женское тело. Ты сам себе задавал этот вопрос: почему?

Конечно, задавал и не раз. Почему я такой? Ответ прост - потому что Господь Бог меня таким создал и больше ответов я не ищу. Ничего прекрасней человека нет, т.е. по образу и подобию... Можно верить, можно не верить, но тем не менее. Прекрасная половина человечества - женщины. Я не говорю про душевные качества. Для меня сейчас бесспорно, после определенных событий - женщина более совершенна в духовном смысле, чем мужчина. Мужик более прямолинейный, у него два полушария не связаны. Одно отдельно от другого работает. Потом - женская форма! Какая божественная эта форма! Форма плюс содержание - ничего лучше не нахожу…

Скажи мне пожалуйста, я попытаюсь приземлить нашу высоко взятую "божественную" планку . Фотограф - обыкновенный человек, обычный мужчина. Он живет, у него есть семья, дети. Как к твоему интересу относились родные?

Это отношение зависит от человека, который рядом с тобой. Кто-то, узнав что ты - художник, который снимает ню, от тебя шарахается на десять метров, для кото-то само это слово "ню" - табу... Отношение разное.

Я имел в виду в семье.

Во-первых, я дважды был женат. В первом браке у меня не было такого сто процентного понимания , во втором другая ситуация - меня поддерживали. Жена моделей находила, мне помогала в этом творчестве, она занималась макияжем и прочее. Многие проекты мы вместе делали. В этом случае мне повезло.

Какие проекты?

Допустим, она видела модель, она представляла, что с ней можно сделать, приглашала девушку, делала ей макияж, прически, выстраивала образы, а я снимал. Это было такое совместное творчество, поэтому полное понимание в этом смысле было. Вплоть до того, что в магазине мы вместе стоим, я стесняюсь подойти к какой-то девушке, а она подходила и предлагала фотосъемку. У нее очень тонкий вкус был, она понимала и поддерживала.

Антон, откровенно говоря, у нас нет профессиональных ню-моделей. Это обыкновенные девушки и женщины из жизни. Как ты их выхватываешь и как они на это реагируют?

У меня одна история была. Еду по городу на машине и вижу, девушка красивая, стройная белокурая стоит и вокруг нее пацанов штук пятнадцать. Я остановился, подошел к ней, дал визитку, предложил фотосессию. Эти пацаны на меня настороженно так реагировали. Она - «нет, мне не надо». Не надо, так не надо. Проходит какое-то время, звонит мне какой-то менеджер «можно тут сфотографировать одну девушку для какого-то конкурса или проекта» и приводят эту девицу, которой я визитку и давал. Я тебе предлагал бесплатно фотосессию! – «Давайте сейчас бесплатно». А нет, говорю. Почему настоящий мужчина не может быть с настоящей женщиной? Потому что настоящий мужчина два раза не предлагает, а настоящая женщина с первого раза не соглашается. Это был тот вариант. А сейчас девушки мне и сами пишут, зная, что я работаю в этом жанре. Сейчас есть интернет, взял и написал: предлагаю Вам фотосессию. Проблем в поиске моделей у меня нет.

Вопрос, который волнует и меня... Как ты относишься к тату на моделях?

Плохо. Если в целом. Но тут есть два взгляда. Как художника и фотографа меня тату раздражает. Я снимаю свой восторг перед прекрасным телом - снимаю его форму, объём, фактуру. А любой рисунок на объёме его разрушает... Тату всегда мешает. Но это точка зрения художника. А есть жизнь, желание женщины что-то сделать со своим телом. Имеет на это полное право.

Вы вместе с женой делали проекты, работали, придумывали какие-то образы, вам было интересно. Сделал ты десяток классных фотографий. Что дальше? Кому ты их показываешь, как ты их продвигаешь, кто ими интересуется или не интересуется?

Во-первых, я ничего не продвигаю! Что вкладывают в это понятие «продвижение» я не знаю. Во-вторых, у меня основное - выставки. Масса этих выставок различного характера и у нас и за границей. И, потом, не это самое главное. Самое главное, что ты занимаешься любимым делом и тебе сам процесс важен. Творчество самое главное! Многие спрашивают «а зачем ты это делаешь»? Я спрашивал, зачем поэт пишет стихи?! - « Чтобы книжку издать». – Смеется - а если не издать? А зачем любят? Это вопросы совершенно странные.

Смотри, ты немножко идеалистическую картинку нарисовал. Но это в первую очередь материальный ресурс, тебе нужна студия, тебе нужна аппаратура, тебе нужен свет, тебе нужно пятое-десятое и двадцатое. Это приличные расходы.

Скажу так, что если бы люди знали, сколько я плачу за свое творчество и умение, то они бы вздрогнули. Как говорил один великий «Если голос поэту дан, то остальное отнято». Я отнимал у своих родных, у своих близких, у себя отнимал, чтобы заниматься своим делом. Т.е. я не додавал внимания, я не додавал денег, я не додавал моря и еще много чего. Себя не жалел. Не отдыхал, не досыпал, не доедал... Это плата за творчество. Я же понимаю, что в нынешней ситуации жить с искусства нереально. Поэтому - привык так. У меня нет мысли, что кто-то сейчас даст мне кучу денег для того чтобы я творчеством занимался. Естественно надо кормить семью, для этого я работаю – преподаю. Мне платят зарплату. Мне нравится учить, я посвятил этому большую половину своей жизни.

Давай об этом поговорим. У тебя есть педагогический стаж 35 лет и как раз он делится на две части. Одна часть приходится на ХХ век, одна на ХХI век. Ты можешь наблюдать смену поколений. Т.е. студенты и новые студенты - какие-то различия между ними есть?

Конечно, различия есть. Они лучше, чем мы. У них больше возможностей, они другие. Мы повязаны были по рукам и ногам. Куда-то там поехать целое дело... Они более мобильные в этом смысле, они легко поворачивают, легко разворачиваются, легко меняют профессию, меняют взгляды – это здорово, когда человек не боится трансформироваться, меняться. Они четко знают, что им надо. Они не будут брать лишнего. Возможности другие для самореализации, саморазвития. 35 лет назад были свои прелести , молодежь более работоспособная была, скажем так, более идейная, возможно. Если жить искусством, то жить искусством. Сейчас такого понятия нет – жить искусством. Жертвовать собой ради искусства - такого я не замечаю. Сейчас к этому более потребительское отношение - сегодня все идут в дизайн. Все дизайнеры поголовно, мы набираем пачками дизайнеров, потому что у них представление, что завтра они будут хлеб с маслом есть... В изобразительное искусство редко кто идет, потому что там надо жертвовать собой... Они воспринимают информацию сейчас по-другому, им надо всё кратко и быстро. Поэтому нас будут читать только олды, такие как мы сами – смеется.

Хорошо, Антон, ты сказал, что они другие. А как это сказывается на их творческом потенциале? Есть особо способные?

Конечно, есть особо способные, талантливые, которых и учить не надо. Им главное не мешать. Талантливых учить не надо.

Что ты имеешь в виду?

Студент есть Анар Круглик, на пятом курсе. Глубокий человек сам по себе, интересующийся философией, религией. Это отражается в его фотографиях. А я его практически не учил. Он сейчас первое место занял на международном конкурсе в Испании. Он талантливый, его Боженька поцеловал. С ним можно разговаривать не о том, на какую кнопку нажать, а о том - зачем нажимать на эту кнопку. Зачем это делать.

Скажи, с твоей темой, с темой ню, кто-то из твоих учеников, студентов работает?

Нет. Пробовали работать некоторые , но, как правило, это идет туго потому, что ню - очень сложный жанр.

Самый тяжелый.

Да, самый тяжелый. Как в изобразительном искусстве. Любители художники, как правило, что рисуют? Пейзаж. Почему? Потому что для обывателя это просто. Елка не бывает пошлой, как её ни напиши, никто не скажет, что елка пошлая или пейзаж пошлый или закат пошлый.

И закат и пейзаж может быть пошлым!

Ну, это мы с тобой знаем, что он может быть пошлым. А в среде обывательской такого понимания нет. А если женщина обнаженная, то ее назовут голой и не важно, не разбираясь в художественных достоинствах. Голая баба и - всё. Это уже пошлятина для кого-то. Этот жанр может грамотно воспринимать человек, который имеет опыт зрительного восприятия. Там много тем. И материнство, и эротика, и духовное начало, и просто форма, и божественное, и игра света, и фактура. Много тем в одном жанре. Точно так же, как в пейзаже. Главная задача в пейзаже это передать себя, свое настроение через пейзаж. Тоже самое и в ню, отражение себя. Но сложность в фотографии ню такая, что она, зараза, фиксирует все и, порой, не то, что тебе надо. Вот снимаешь портрет - там красота, глаза светятся, душа, человек улыбается. Нажимаешь на кнопку, смотришь, а там волосы, прыщи, складки, морщины ... И нужно преодолеть материал, чтобы не аппарат вел за собой, а чтобы ты им управлял. Само искусство фотографии сложнее, чем изобразительное искусство. Особенно цифра. Куча всяких понятий, оптика, компьютер, программы, цвет и так далее... В изобразительном искусстве все гораздо проще. Вот кисточка, вот краска – пошел. Рука, сердце, глаз - холст. А у фотографа посредников море, и каждый норовит тебе свои коники выкинуть ...

Антон, поговорим о женском образе. Женщины мне кажется, тоже изменились. Когда смотришь какие-то сериалы или читаешь какие-то книги, или просто читаешь новости - мне кажется, что женщины стали более жестче, прагматичнее, стервознее. . Не возникает ли какой-то конфликт, что форма женщины, ее тело прекрасное, оно уже подвергается воздействию моды, медицины, но все равно оно в каких-то рамках. А вот внутренний мир, сама женщина, она меняется, тоже становится другой. Сохраняя прежнюю форму. У тебя нет желания и форму ее изменить в соответствии с внутренними изменениями?

Нет, у меня такого желания нет. Единственное - всегда было желание идеализировать. Мне это нравится. Убежать от жизни. Вообще, занятие искусством это бегство от жизни. Я делаю сказку для себя. А что предлагает реальность? Мы самодостаточные. Как одна дама мне недавно сказала: с точки зрения утилитарной ты мне подходишь – смеется. Утилитарной! Т.е. мужчина - это уже, как стул. У него есть критерии. Безопасность, деньги, чтобы он любил, чтобы это, это, это. Мне кажется это не только женщин касается, разучились любить вообще. Эти все разговоры по поводу самодостаточности от какого-то одиночества, от беспомощности, от отсутствия любви. Мне хорошо одной, зачем мне кто-то со своими проблемами. Эгоистка, которая не хочет себя отдавать. А любовь это отдача. Отдавать, не надеясь на то, что тебе вернется. Так вот если опустившегося мужчину, упавшего мужчину она подняла, он будет благодарен ей до конца дней своих. И, наоборот- если женщина упала, и мужчина ее поднял, то не факт, что завтра она его не бросит. Последний год жизни у меня был такой, что попадались на пути святые люди и попадались просто черти. Недавно разговаривал в волонтёром, женщиной, которая ходит по четвергам в хоспис помогает безнадежно больным людям. У нее свои дети, семья, муж. Я спрашиваю, а зачем тебе это? А она мне откровенно говорит «у меня столько любви внутри, что мне нужно отдавать». Кто-то может отдавать, а кому-то и отдавать нечего.

-Твои размышления сказываются на работе с моделями?

Я долго не работаю с теми, кто примитивен, у кого проблемы с головой. Мне нравится модель, с которой можно, во-первых, поговорить, с которой на одной волне. Которым тоже не хватает творчества. Которые видят во мне не просто нажимателя на кнопку, а человека со своим взглядом на женскую натуру. Мне платят не за карточки, а за этот взгляд. Потому что для женщины очень важно, что бы на нее посмотрели и увидели именно то, что другие не видят или не замечают.. Искусство для меня было всегда носителем прекрасного, т.е. искусство может быть и разрушительным, можно выстраивать такие художественные образы, которые могут подвигать на какие-то опасные действия, а может подвигать на что-то прекрасное. Я не говорю, что искусство спасет мир, нет, конечно. Но, я стремлюсь показать прекрасное в человеке. И это моя позиция в искусстве.

Ты говорил, что у тебя были лекции, выставки и мастер-классы за рубежом. Немножко об этом.

Надо разделить выставки и обучение за границей. Такой пример приведу. Вильнюсская академия искусств, кафедра «фотография и медиа». Подходит студентка к лаборанту и что-то говорит на литовском, я интересуюсь, что девушка спрашивала? Она спрашивала, как уменьшить картинку для интернета. Меня это удивило, что она не знает, что её не учили, не показывали. Потом у зав. кафедры спрашиваю. А мне отвечают, что мы не учим работе с программами. Но самая главная фраза, которая меня поразила, он произнес: мы не готовим исполнителей, мы готовим дирижеров. То бишь студент, специалист не должен владеть всем одновременно. Он может вообще ничего не уметь - он должен написать концепцию, найти новизну – самое важное новизна! Чтобы это не было похоже не на что, а исполнить может кто угодно, если для проекта нужна скульптура – будет скульптор, если для это проекта музыка - будет музыкант, композитор, живописец, график и так далее. То есть исполнять может оркестр приглашённых специалистов - это принципиально отличается от нашего обучения, потому что мы на уровне ПТУ учим. Нажми на эту кнопочку и получишь такой-то результат. Так называемая связь с производством, которой мы кичимся. До абсурда бывает доходит, когда работодатель приходит и говорит «мне нужен такой-то специалист на практику» и затем берет на работу. А он мне потом выговаривает «Вы знаете, он не умеет пользоваться этим сканером или этим принтером! Вот он должен все программы знать, и первое требование, а знает ли он "корелл" или "фотошоп" или еще какую-то программу. У нас дизайнер, это прокладка между заказчиком и компьютером. Т.е заказчик диктует, а дизайнер сидит на кнопку нажимает и делает картинку, которую ему скажут. А я всегда говорю, заказчик знает лучше, как сделать хуже. У нас не принято доверять ни врачам, ни учителям, ни художникам. Никто не будет судить про деталь космического корабля, если это не специалист. А в искусстве да – это как минимум нравится, не нравится. И это основное различие - у них нет такого ремесленного образования. Здесь другая сторона есть, которая мне не очень нравится. Как они сами говорят « у нас искусства нет, у нас риторика и философия остались». Но я считаю - художником ты можешь не быть, но должен стать мастером . В пример привожу французов конца ХIХ века, Салон который ругали. В Москве зашел на выставку того периода - глаз не оторвать! Художника сейчас не вспомню, а сюжет - два турка кормят змею кроликом, а пятка турка так написана! Как шоколадка, облизать хочется эту пятку! Там радость мира вся, восторг перед миром, перед пяткой турка восторг! Вот оно - мастерство! Что касается выставок... У них такого понятия "красиво - не красиво", как у нас - нет. И те работы, которые не воспринимаются здесь, чем дальше на запад, тем больше к ним интерес. То, что принимается в Польше, холодный отклик находит в Норвегии и это всегда такая тайна, которую трудно предугадать. Ты не знаешь, что понравится. Поэтому я удивлялся, когда выбирали в Норвегии мои работы и что-то покупали, разброс колоссальный в предпочтениях. Те работы которые здесь никак не отмечались, там просто на ура шли. Наш народ более мягкий, более благодарный, не избалован музеями, не избалован виденьем разносторонним - но теплее принимает. А там... важнее оригинальность. Без технического мастерства. А у нас художественное образование постсоветское, академическое и это тоже плохо. Что самое главное в обучении визуальному искусству – это не рисовать, не фотографировать, а видеть! Самое главное! А для того чтобы видеть - нужно иметь мировоззрение. Надо быть личностью.

Выставки за рубежом - как они организовывались?

У меня все выставки были завязаны на личных контактах и я никогда не подключал никаких союзов, объединений. Я никогда никого не напрягал и не просил мне помогать. Т.е. идешь в галерею и говоришь «я хочу выставку сделать». Я не любил и не люблю коллективные выставки. Люблю выставки персональные делать, где я выстраиваю сам экспозицию под стены, под пространство выбирая размеры, рисую экспозицию заранее. Поэтому всё на личных контактах.

Антон, вот ты пригласил девушку сниматься. Она согласилась, но явно ведь у нее есть там приятель-друг-муж, то есть у нее есть какой-то мужчина. Как они к этому относятся и всегда ли все проходит бесконфликтно?

Я знаю ситуацию других фотографов, к которым прибегали парни - морды били, пленки засвечивали и так далее. Мне, слава Богу, морду не били, но удалить фотографии просили и частенько. Девушка снимается сегодня, а завтра она леди, у нее бизнес, у нее там подмоченная репутация этими фотографиями и она просит меня удалить. Без проблем, я удаляю. Ситуации бывают интересные. Бывает посреди ночи пишут, вот тут мой парень, он не доволен, срочно требует удалить фотографии. Некоторым я пишу «я могу вас заблокировать , чтобы вы не видели», после этого мне пишут: я его бросила, мы расстались, то есть буквально прошло пару часов!

Искусство победило.

Да, искусство победило. Ревность – это такая вещь собственническая, особенно у мужчин. Как это ты разделась перед мужчиной! Не понимает. Я-то понимаю, что раздеться для меня и раздеться при мне это совершенно разные вещи. Но я стараюсь оговаривать первоначально, а не будет ли проблем? Принеси мне «справку» от мужа, что он разрешает. Много снимал одежду для одной фирмы. Фирмач мне говорит: послушай, моделей этих искать, платить им, они то заняты, то подведут, у меня есть работник свой (по-моему экономист или бухгалтер) она хороша собой. Ладно... Приходит женщина - симпатичная. Без макияжа. Я никогда не снимаю рекламу без макияжа! Стрижка: волосики коротенькие, коротенькие, для рекламы уже что-то.

Почти лысая?

Почти лысая, невероятно. Я говорю - может быть вы сами накраситесь, может у вас есть с собой помада хотя бы? –«Не-а». Смотрю, она такая все суетится, что-то жмется, мнется. Спрашиваю, в чем дело? –«Мой муж хочет с Вами познакомиться». Хорошо, пусть приходит. – «Он сейчас не может, он на работе». Слушай, дорогая, у меня вообще-то время! Я рекламу должен снимать, а не знакомиться с вашими мужьями, любовниками и черти кем. Закрываю дверь и начинаю работать. А она модель никакая ! Деревянная-деревянная, не может двигаться, не слышит тебя: говоришь правую руку – она левую, ты говоришь вправо – она влево. Вижу - не получается ничего, заканчиваю фотосессию и говорю «достаточно». Смотрю под окнами бегает какой-то мужчина, спрашиваю: не твой?. –«О! Мой!». Зови! Заходит красивый, статный мужик, внешне уверенный в себе. Хотя, эта ревность - это неуверенность в себе. Заходит: «Ну и как она, как модель?». «Прекрасно, - говорю - замечательная модель, супер, все здорово». – «Продолжайте!». Хорошо, Вы посидите там в комнате, там отдельная комната, а мы будем работать. –«Нет, я хочу посмотреть.» Хорошо, посмотри. Жена при этом еще большим стала бревном, она вообще не могла ни пошевелиться, вообще ничего делать не могла при нем.

Извини, Антон, она была просто в одежде?

В одежде! Я сделал вид, что я снимаю, это длилось минут пятнадцать и потом я сказал все, закончили. Муж мне выдает: Вы сказали, что фотосессия будет три часа. То есть, а чем Вы собирались заниматься всё это время? Были другие ситуации, когда муж приводил жену на фото-сессию и помогал проводить фото-сессию, нужно было, например, поливать молоком модель, вместе позировали полуобнаженными. Потом мне муж этот пишет: удали фотографии, я ревную. Мама дорогая! Ты к чему ревнуешь, к фотографиям? К тому, что кто-то там смотрит на твою жену? Или взять эти «Утро невесты»... Эта "девственница" такие пируэты выделывает, словно попал в бордель. Но там никуда не попрешь - заказчик хочет так...

Антон, здесь мы говорили о реакции мужчины, о ревности. Посмотрев твое портфолио, обратил внимание, что у тебя снимаются в откровенных фотосессиях не молоденькие женщины, а явно с жизненным опытом. Такие... зрелые, скажем. По моим наблюдениям у некоторых в глазах, интерес не только к съёмке.

Понимаю о чем ты, догадливый. Во-первых, женщины, как ты сказал зрелые - это как раз-таки те модели, которые понимают, зачем они пришли. Они знают, что это все пройдет, молодость временна, и она быстро заканчивается. Начинают любить себя, свои складочки и прочее-прочее, поэтому эти модели лучше. Не просто пришло тело - это пришел человек. Да, я мужчина и если я нравлюсь модели – это здорово! Это должно быть взаимно. Это такая психологическая игра, это такой умозрительный секс, можно сказать. Это удовлетворение, каких-то женских… В женщине всегда сидит: смогу ли я его соблазнить? Эта игра – клюнет ли этот мачо на меня? Ага, клюнул, хорошо, все - отойди нафиг. Такое в женщинах есть. Намеки на продолжение? Во-первых я не даю повода. По молодости – это другое. А теперь у меня работа, я должен сделать кадр. И его надо сделать с холодным сердцем, как ни странно. И если я вызвал чувства у зрителя будучи холодным созерцателем - цель достигнута. Поэтому я не даю поводов для двусмысленности. Но бывает по-разному. Ты поправил волосы модели, а она говорит - не трогай меня, я возбуждаюсь, ну, я не трогаю. Нет проблем. Если говорят потрогай еще раз, хорошо - потрогаю еще раз.

Такое было?

Было. Но не обязательно дотрагиваться. Секс весь в голове. Может во время фотосессии у нее в голове три секса было. У меня-то нет, потому что, я так высокопарно скажу: я - мастер! Мастер всегда делает то, что он хочет делать, а не то что получилось. Потом, у нас воспитанные люди, если приходит женщина, она понимает, что я женат, я не могу себе позволить вольности. Не знаю, может, у меня на роже написано. Они же чувствуют все - готов или не готов я пофлиртовать. Я, порой, преувеличиваю комплименты потому что так надо, для того чтобы модель расположить к себе. Ей хорошо при этом, ей приятно комплименты слышать. А некоторым моделям неприятно. С ними нужно, наоборот, обозвать «коровой», условно, чтобы она начала работать. Такие случаи тоже бывают. Как только ты ее похвалил, она тут же никакая, она уже не может работать дальше. Поэтому к каждой нужно найти свой подход . Это психология. Общение с моделью – это такая психологическая работа на стадии договора, на стадии работы и после работы.

Скажи, а не было у тебя какого-то случая, конфликта, после которого ты сказал себе: всё, больше такого у меня не будет.

Не было таких. Были моменты недопонимания. Я не люблю, когда модель участвует в процессе съёмки, когда она начинает слишком навязчиво предлагать варианты и быть со-творцом, не понимая того, что у меня в голове. Она начинает это навязывать из хороших побуждений, потому что она пришла творить, она хотела бы участвовать. Мне этот вариант не нравится. Я не хочу быть исполнителем чьих-то идей. Только в этом разногласия. Было может быть два раза за жизнь, когда я сказал: все сессия закончена, до свидания.

Чья вина была в этом?

Наверно моя, потому что надо искать всегда проблему в себе. Не нашел язык, возможно, может гордыня не дала. Это было давно. Сейчас я так не делаю. Важны предварительные разговоры перед съёмкой.

Технический вопрос. Насколько активно ты используешь фотошоп при обработке своих фотографий?

Зависит от задач. Если это рекламная фотография, там надо «вылизывать» форму, складки, текстуру, фактуру. Есть кадры, где больше человеческого, меньше тела, меньше гламурной красоты, но там есть некий дух, присутствие человека, там меньше нужно вмешиваться в этот процесс. Зависит от задач. Допустим, я иногда декоративные фотографии люблю делать, где много цвета. И чтобы добиться чистоты цвета нужно долго поковыряться . Например, сине-лазурные цвета очень трудно поддаются печати и там нужно потратить достаточно много времени.

Большинство фотографов во всём мире работают с журналами. Как у тебя?

Были у меня обложки и то - совершенно случайные. Стремления такого нет. Определенный журнал – это все равно рамки. Я не хочу в рамках. Реклама да, реклама одежды – это мое, много лет этим занимался. . Снимал для календаря фирмы Гринхилл в Москве. По условиям нужно было снять олимпийских чемпионов - женский бокс. Там была работа, скорее- киношная, где надо было нарисовать кадр полностью, локацию подобрать, подобрать ту боксершу, которая в эту локацию подходит. Два месяца изучал, что такое бокс, какие эти боксерши, смотрел интервью с ними, изучал характер, что можно предложить им, что нельзя предложить. Не обсуждая с ними, я рисовал полностью картинки, все 12 кадров вырисовывал, потому что там они тренируются жесточайше. Их дают на двадцать минут, поэтому я должен был все детали до съемки отрегулировать: свет выставлял на других партнерах. Это была такая настоящая киношная работа. А самая титулованная чемпионка - невероятная красавица!. Казалось бы там должны быть такие «мужики». А оказалось - все, как с обложки! Такие модели! А тренируются они сутками – это что-то ужасное, как они тренируются. Снял я эту самую титулованную чемпионку в официальном костюме олимпийской сборной , уже на этапе награждения. У меня была такая идея - все стадии пройти от тренировок до окончательного боя. Я всех снял и уехал из Москвы. И тут мне звонят, оказывается производитель этой олимпийской формы - конкуренты Гринхила. У Гринхила, оказывается, есть своя спортивная форма. Что делать?! Ехать в Москву ради одного кадра, чтобы переодеть ее в эту другую форму. Никак!. Это средства, бюджет, время. Попросил товарища - поставь примерно в нужную позу эту девочку и сфотографируй. Он сфотографировал – мама дорогая! Там же со светом я работал, выставлял дедолайт, высвечивал чуть ли не каждый блик на носике , а он сфоткал как сфоткал дневным светом и поза не такая, все не такое. Тут фотошоп мне понадобился! Я «переодевал» эту олимпийскую чемпионку двое суток в эту форму. Это высший пилотаж - переодеть.

Да, знакомо. Это какой год?

Это было до ковида. Может быть 2019.

Тебя это предложение не испугало? Снимать спорт, я бы просто отказался.

Ты знаешь, мне нравится решать новые задачи. Мне интересны серьезные проекты, с бюджетом с новыми темами. Страха нет, наоборот- адреналин решать такие задачи. Один проект, который я запомнил, реклама упаковки колготок для одной американской компании. Мне понравилась идеальная работа с заказчиком. Во-первых, сначала утвержден концепт, где все прописано. Утвердили. Потом кастинг моделей, преимущества этой модели перед остальными – утвердили. Потом оборудование для этого проекта. Вот бюджет – закупили. Первоначально картинку показываешь, описываешь эту картинку, какой контраст, какая диагональ, вертикаль, почему, как она садится в упаковку и так далее. Потом сама съемка. Это идеальная работа фотографа! Начиная от концепта, как с календарем было, так и с этим, когда ты всем руководишь от начала до конца. Не когда тебе говорят: давай мы так сделаем. Если вы знаете как, то вот вам фотоаппарат, возьмите и делайте.

Это проекты прошлого. Есть ли какая-то перспектива в наше время что-то такое сделать?

Знаешь, никаких. Но пути господни неисповедимы.

Антон, мы не станем читателя погружать в детали, но в твоей личной жизни произошла страшная трагедия - умерла жена. Больше, чем жена. Я примерил на себя твою трагедию и не знаю - смог ли бы я общаться с другими людьми после таких событий... Но я вижу, что в тебе есть мощная энергия, которая позволяет со всем этим справиться. Ты об этом сам думал, что тебе позволяет дальше жить и работать?

Знаешь, скажу тебе одно - хочется жить. Хочется жить и ты можешь оценить жизнь, только тогда, когда ты понимаешь, что она конечна. Не на словах а, реально почувствовав, что она тебе дышит в затылок, эта конечная жизнь. Книги, Библия - это хорошо. Это тренировка мозга. Но кроме мозга есть душа. Которая, живет по другим законам, чем твой мозг. Мы не выбирали эту жизнь, мы не выбираем смерть, когда она нас настигнет. Иногда возмущаешься, как это, я ж такой вот мощный, гениальный, я же сам свою жизнь делаю. Ничего ты сам не делаешь. Тебя вообще, как слепого котенка по жизни ведут и тебе дают то, что считают нужным. Судьба, Бог - как угодно. Есть вещи на которые ты не в состоянии повлиять. Да, ты можешь выбрать: выпить чаю или кофе и то это временно. Поэтому на счет этих сил, я не знаю есть ли у меня какие-то силы. Я не скажу, что я сильный. В моем представлении сильный это тот, кто холодно воспринимает все и холодно реагирует. А я очень болезненно всё воспринимаю. Ранимо, я бы сказал, воспринимаю. Я бы хотел быть в этом смысле другой, т.е. мужик, мужик, который, которому всё ни по чем. Которого не сломить – глыба, стена. Но я бы тогда искусством не занимался, будучи другим. Я нахожу удовольствие в простой жизни, то что мы с тобой разговариваем - это благо. Что Валера Ведренко вдруг неожиданно взял и приехал в Гродно!. Это не чудо разве?! Это чудо я считаю! И в такие трудные времена, я уже говорил - видны светлые люди, а те, кто с тобой был раньше - волной сдуло. Это же благо, что их сдуло. Зачем они мне нужны были столько-то лет рядом, если это не мои люди? А взамен даны другие. Которые тебя поддержали, помогли в нужный момент в нужном месте оказались. Разве это не чудо, разве это не жизнь? У меня мать умерла, ей 53 года было, отец остался один. Отец интернета не читал, к психологам не ходил в деревне жил, но выжил, выстоял. Пережил это все. А я отцу не уделил должного внимания, когда он болел раком, когда он лежал. Не додал себя. Отец умер и через полтора года, у меня такая же ситуация, Я прошел все и я теперь понимаю, что чувствовала та женщина, которая была с ним рядом. Что он переживал. Знаешь когда ты в тупиковой ситуации, ты за соломинку хватаешься. А у меня могло бы пошатнуться здоровье и меня могло бы схватить, скрючить неизвестно что, отказать органы или спина и я не мог бы помогать жене... А у меня вообще ничего, т.е. я здоров, как бык в эти времена был. Это что - случайно? Концентрация чтобы помогать. Вот сын есть и я не могу себе позволить быть слабым, расстроиться. И я должен быть сильным, если угодно - счастливым! Если я счастлив значит все люди рядом будут счастливы. Если мне нечего отдать другому, то чем я помогу? Я горестный, я несчастный, я убиваюсь, рыдаю и что от этих моих рыданий близким? Сыну или тем, кто меня окружает?.. Ничего.

Что бы ты хотел сказать в завершении нашей встречи?

Прежде всего, повторюсь, главное в визуальном искусстве - учиться видеть! Не фотографировать, не рисовать, а видеть. И я своим студентам все время говорю - в сторону отложите фотоаппарат! Он нужен в самый последний момент и кто нажмёт на кнопку тоже не имеет значения. То что у вас произошло в душе, в глазах, в мозгу вот это имеет значение! Как учиться видеть - это другой вопрос. Видеть сердцем, видеть глазами. Одно время все говорили о насмотренности. Но сегодня у нас насмотенность выше крыши, Интернет закрыл эту тему. Бывает так насмотришься за день, что тошнит к вечеру от этой насмотренности. Важна избирательность. Сегодня важно научиться сеять информацию, отсеивать.

Фильтровать.

Опять же, как ее фильтровать эту информацию? Для этого есть наставники. Потому что беседа об искусстве, это самая важная часть обучения искусству, не мастер-классы на которых нам покажут, как кто-то снимает... А вот с белого листа сделай, с чистого листа сделай то, что у тебя в голове. Я размышляю, как студийный фотограф. И я делаю то, что мне надо, сам создаю атмосферу, драматургию картинки светом, аксессуарами , а не хожу по каким-то там "локациям". Там работает фотоаппарат, спасибо изобретателям Canon, Niкon. Но где я? Это сделал фотоаппарат, это сделал не ты. Где ты?! Кто-то в садике, кто-то на свадьбе, кто-то корпоративы бомбит – это бабло. Все идут в фотографию за деньгами. Ты можешь косить бабло, но тогда не говори об искусстве.. Вообще замолчи! Скажи - я зарабатываю деньги. Кто-то яму копает, кто-то что-то продает – зарабатывают деньги. Кто-то на заборе закаты рисует, ставит десять холстов и пишет на них «небо». «небо». «небо», «лес». «лес». «елка». «елка». Тогда не надо претендовать на лавры художника. Талант - вещь редкая... Я занимаюсь искусством потому что мне оно близко, у меня душа должна петь. Хорошо пою или плохо пою - это другой вопрос и не мне судить. Но, во всяком случае, нужно учиться видеть. Не фотографировать, а видеть. Это комплекс вашего знания и жизненного опыта, который нужно приобретать. Всё!

Спасибо, Антон. Сил, вдохновения и здоровья тебе. Ты нам нужен.

Беседовал Валерий ВЕДРЕНКО