Вадим Качан: «Фотография - это маленькое послание». Часть 2
Фотографам старшего поколения мой собеседник известен как замечательный и многосторонний фотохудожник. Молодые фотографы его знают как доброжелательного и авторитетного педагога.
Герой нашей новой встречи - Вадим Аркадьевич Качан.
Фото: Валерий Ведренко
Вадим Качан: «Фотография - это маленькое послание». Часть 1 >>>
- Что значит все равно??
- Сам часто думаю, почему это произошло?
Наверное, потому, что пик творческой активности
пришелся на тот период, когда фотография перестала быть востребованной.
Особенно моя, монтажная.
Перестройка, нищета, посылки из Германии с гуманитарной помощью…
Плюс возникли финансовые сложности.
Уже начали появляться кооперативы.
А возможно, я высказал на тот момент все, что должен был сказать.
- Что ты вкладываешь в понятие «востребованность»?
- Когда их покупают.
Одно дело потребность духовная.
Другое дело - когда заработки небольшие,
большую часть зарплаты тратишь на фотографию,
а у тебя семья, двоих детей надо поднимать. Мама умерла…
Все это сложилось и решил уйти из фотографии.
И уйти полностью в бизнес.
Тем более, что предложение поступило.
У меня ведь было, тогда, как бы две жизни - одна во время работы, официальная,
вторая - после работы, фотографическая.
По тем временам был неплохой карьерный рост.
Был комсоргом, председателем профкома, членом обкома комсомола…
Другая жизнь! Бюрократ! Без пяти минут номенклатурщик.
Потом - на производстве начальник участка, начальник производства.
Затем - директор строительной компании.
Даже когда получил книгу «Фотоманифест» - не испытал должной радости,
Знал, что уйти от искусства сложно.
Решил покончить радикально - все выбросить.
И первым делом все негативы, фотографии сложил в мешки, собирался на свалку выкинуть.
Почти два мешка…
Пришел Евгений Залужный и говорит - положи все на антресоль.
Пусть лежит. Кушать не просят.
Подумал, подумал - так я и сделал.
Сохранил то, что считал нужным.
Остальное - выбросил. Теперь жалею. Особенно негативы.
Фотоаппаратуру отдал Жене.
Когда вернулся в фотографию -
еле-еле выпросил у него свой фотоаппарат обратно!
Молодец, вернул, спасибо!
Когда делал свои монтажные работы, знал, что они многим не понравятся, знал что ценность фотографии в документальности.
Знал, но не мог не делать.
Конъюнктура может убить любого художника.
Многие «погибли» благодаря этому.
Делая те работы, которые всем понравятся.
Надо делать то, что чувствуешь.
Если, конечно, дано Богом.
- Сейчас много курсов, школ…
Способны ли они заменить системное обучение фотографии?
- Несистемного обучения не бывает.
Не знаю как на других курсах, а там где я преподаю,
ученики получают знания и по формальной композиции,
цветоведению, истории фотографии, получают практические навыки съемки
как в студии при искусственном освещении, так и на улице и многое другое.
То есть система.
Нельзя заставить, научить творить, это желание должно быть внутри ученика.
Можно научить передавать свои мысли и чувства.
Учу ремеслу, и учу творческому подходу.
Кроме творческой фотографии существует и потребительская.
Свадебная, рекламная, стоковая и т. д.
Это тоже надо уметь делать.
Выбор - все равно за личностью.
Почему люди становятся известными в фотографии уже в зрелом возрасте?
Потому что они уже становятся личностями.
У меня внутри уживаются вместе и любовь к документальной съемка, и монтажу.
Для меня это не предмет спора, главное, что сказано в снимке.
- Мы остановились на том, что с фотографией ты расстался.
Сколько времени период этот продлился?
- 13 лет.
- А что послужило толчком к тому, чтобы вернуться?
- В 2000 году я переехал в квартиру на Карла Маркса.
Много пустых стен.
Сразу запросилось на них что-нибудь повесить.
Вспомнил о своих фотографиях - они уже в коробке на чердаке на даче лежали.
Привез коробку, оформил - повесил.
В гостиной не хватало классического натюрморта а-ля Иван Хруцкий.
Прошелся по галереям - не нашел.
А Евгений Залужный снова активно занялся фотографией,
Позвонил ему. У Жени уже был Olympus 5-мегапиксельный.
Пригласил в гости, а сам на Комаровском рынке купил фрукты.
Снимали в комнате, без света при свечах.
Первый кадр вроде получился. Второй натюрморт снимал уже без Жени,
самостоятельно. Напечатал на холсте, натянул на подрамник.
Хорошо легла фотография в интерьер.
Здесь, в подъезде музей-квартира Петруся Бровки, там работал Юрий Елизарович.
Он увидел эти фотографии.
Ему понравилась манера, техника.
Пригласил Владимира Парфенка, руководителя галереи НОВА.
С ним знаком еще с восьмидесятых.
Они вдвоем уговорили меня старые монтажные работы
показать в галерее НОВА, но в новой подаче.
Я их отсканировал, напечатал снова на холсте в большом размере, где-то 1,0х1,80м.
Не знал, тогда во что ввязываюсь.
В 2003 году печать на холсте производилась только водорастворимыми красками.
Я же сам еще толком компьютером не умел пользоваться.
Попросил одного студента отретушировать мне работы.
В итоге, ретуши практически не было.
Когда напечатали - мне пришлось брать краску, тушь
и месяца два ретушировать, как в старые добрые времена - кистью.
Каждый день, с 7 утра, три месяца каторжного труда.
В результате - выставка «Осколки»в галерее Nova.
И все пошло по второму кругу.
Из серии «Воспоминания старого дома», снимок 2, бром-серебрянная фотография, 1987 год
«В 21.35, когда у меня произошел инфаркт, мой мир стал переворачиваться. И только воспоминание о тебе заставило вернуться», бром-серебрянная фотография, 1989 год
«Мальчик с мячом» 1987г./ 2003г.
Мне было интересно посмотреть на эти работы новыми глазами.
Я сам на них смотрел как на чужие.
Ведь за 13 лет во мне многое изменилось.
Но работы не потеряли своей актуальности.
Позже выставка обрастала, дополнялась новыми работами, стала передвижной.
Побывала во всех областных городах Беларуси,
кроме моей родины - Бреста.
Там мне сказали, что нужно платить деньги за аренду зала.
Уже когда состоялась выставка, возникла мысль издать книгу.
Сначала я планировал коллективную, о белорусской фотографии.
Было предложено участие ведущим фотографам.
По определенным причинам проект не состоялся,
но увидела свет моя книга-альбом «Фотографии прошлых лет».
Судьба у нее неплохая - находится в более 20-ти национальных библиотеках
и 16-ти музеях и галереях Беларуси, России и Польши.
- Как раз в это время появляется серия «Внутренние миры»…
- Сама идея «Внутренних миров» вроде на поверхности:
оболочка человека сама по себе ничего не стоит.
Это одна жизнь. А у человека есть другая жизнь, его внутренний мир.
Который бесконечен, безграничен.
Надо всегда помнить, что внешнее - оно временно.
А то, что стоит за ним - оно может быть очень разным.
Надо сказать, что далась серия не просто.
Потребовалось большое эмоциональное напряжение.
Из серии «Внутренние миры. Параллельный мир», снимок 2, цифровая фотография, 2005 год
Из серии «Внутренние миры. Параллельный мир», снимок 3, цифровая фотография, 2005 год
Из серии «Внутренние миры. Параллельный мир», снимок 1, цифровая фотография, 2005 год
Одна из работ находится в Польском Союзе фотохудожников,
одна в коллекции Кшиштафа Гералтовского - польского фотографа,
а еще одну из работ купили в коллекцию галереи в Италию.
И мне от итальянцев поступил заказ - создать еще 20 подобных работ.
Но погружение внутрь себя - не безболезненно.
После этой серии у меня случился инфаркт.
Наверное, у меня есть ангел-хранитель - это мама.
1 января 2006 года мне снился сон, что она гладит мне сердце.
Я проснулся с улыбкой.
Но понимаю, что со мной происходит что-то не ладное.
Вызвали скорую. Диагноз, как приговор - инфаркт.
Жить пришлось учиться заново. Менять уклад жизни.
После такого погрузиться в то же состояние - сложно.
А халтурить не могу и не хочу.
От предложения итальянцев я отказался.
- Давай вспомним о Союзе фотографов Беларуси,
когда ты был Председателем.
Как это происходило и какова твоя роль в этом деле?
- Еще, пожалуй, не прошло время, чтобы обсуждать ту ситуацию.
Как я уже говорил, толчки уже шли со всех сторон о том,
что надо создавать эту организацию.
Одна из них - фраза брошенная председателем Союза художников тех лет
на моей выставке «Осколки» в галерее НОВА,
что фотографы станут членами СХ только через его труп.
Идея витала в воздухе.
Казалось на то время, что для этого существовали предпосылки,
в т.ч. и помощь со стороны государства.
Как минимум в виде невмешательства.
Как это было?
Первая ступень - озвучили эту мысль.
Встречался с людьми на выставках, вопрос этот поднимался постоянно.
Потом в галерее НОВА был круглый стол.
Началась подготовительная работа.
Сам собой организовался штаб, собирались в основном у меня.
Пришлось много ездить по областным центрам встречаться с фотографами.
Были определенные правила по организации республиканского объединения.
С одной стороны, они не очень справедливы для творческих организацией,
с другой - организация работает с регионами.
Ездили в Гродно, Гомель, Витебск, Брест и по Брестской области.
Так по крупицам собирали заинтересованных людей.
В связи с лимитом, возможно, что кто-то и случайно попал.
Себе задачу поставил - организовать Союз.
И выполнил ее.
Сейчас его деятельность оценивать не берусь.
Не имею морального права.
Но то, что он сохранился, не развалился и находится в определенной степени жизнеспособности - это уже хорошо.
- Казалось бы - организация есть, А толку - нет.
С другой стороны - в Литве, в России и организация есть, и толк есть.
Как так получилось, что у нас форма есть, а содержания нет?
- Многое упирается в финансы.
В тех же Литве и России, как и много где в мире,
есть помощь государства, спонсоры.
И спонсоры могут выбирать - налоги платить
или помогать различным организациям.
В Канаде, к примеру, государство выделяет на финансирование культурных проектов обычно не более, чем 50%.
Весь остальной бюджет - это спонсоры.
В Литве организация была создана еще во времена Советского союза
и нашла поддержку со стороны государства, которое предоставило помещение, финансирование.
Помещение - это уже деньги.
То же самое произошло и в России.
А мы организовались тогда, когда государство
перестало помогать творческим организациям.
С другой стороны - есть форма существования на взносы.
У нас же взносы мизерные. Фотографы люди небогатые.
Если члены организации не могут платить соответствующие взносы,
нужны спонсоры. Но, к сожалению, спонсоры считают,
что раз они платят - то они могут вмешиваться во все,
иногда, путают спонсорство с дачей денег в кредит под процент.
Тут многое зависит от общей культуры.
- В последнее время ты активно занимаешься преподавательской деятельностью.
Что это для тебя, кроме того, что это возможность поделиться опытом, заработать?
- Скорее, я просто учу. Передаю свои знания.
Преподавание тяжкий труд, в неделю у меня где-то около 40-ка часов набегает.
Кто преподавал, тот поймет, какая это нагрузка.
Стараюсь выкладываться по полной.
Мне это самому помогает и в творческом плане, и в житейском.
Иногда анализирую свою жизнь.
Вот побывал на границе жизни и смерти.
Остался на этой стороне.
Не смог продолжать работать в бизнесе.
И опять-таки - все, думаю, неслучайно.
Мне часто приходилось начинать жизнь с нуля.
Вдруг раздался звонок от Татьяны Щетниковой с предложением
заняться преподаванием. Надо было зарабатывать на жизнь.
Пенсии по инвалидности хватало только на лекарства.
А возможно, гены сказались. Отец и мать - преподаватели.
Дети мои тоже иногда репетиторствуют.
Согласился.
Мне нравится наблюдать первые шаги учеников в фотографии.
Мне нравится смотреть, как загораются у них глаза.
Пытаюсь показать, что вызовет и какую эмоцию, реакцию у зрителя.
Учу видеть и читать, и ценить фотографию.
Людей без таланта нет!
Любой человек тоже может творить, только талант надо развивать.
Другой вопрос - гений. Их в мире единицы. Это посланники.
Очень боюсь оказать слишком сильное влияние, подавить самобытность.
Хотя - влияние неизбежно.
Почувствовал, что иногда за учеников переживаю больше, чем за себя.
Радуюсь их успехам.
Приходят на курсы люди разных профессий: рабочие и директора предприятий,
студенты и преподаватели вузов, журналисты и редактора и т.д.
Для многих занятия становятся отдушиной в привычной повседневности.
Постепенно становлюсь больше преподаватель, чем художник
И выставки начинающих в кинотеатрах порой мне милее,
чем выставки мэтров в закрытых помещениях, в музеях.
Мне нравится, когда идет поиск себя,
а в конечном результате - истины и смысла жизни.
Что, зачем, почему - извечный вопрос.
Талантливая фотография - маленькое послание!
- Нет ли у тебя ощущения, что пока ребята учатся - им интересно, есть результаты.
Но когда все заканчивается - как они приходят из ниоткуда, так и уходят в никуда.
У нас нет рынка труда для творческих фотографов.
Не кажется ли, что это работа в холостую?
- Отсутствие востребованности,
возможности получать достойную плату за свой труд -
это наша всеобщая беда!
Но, то, что в «холостую» - не кажется.
Выйдя отсюда, они любовь к искусству передадут детям, по-любому!
Иногда у меня занимаются целые семьи.
Сначала приходит отец, затем его жена, а потом сын или дочь.
Однажды был случай - занимался мальчик-инвалид,
с ним приходила его мать, она вела записи.
Занятия помогли ему, он начал общаться.
Те, кто приходит на курсы - часто не знают, что существует творческая фотография.
Они приходят учиться для дома, для семьи. Делать снимки на память.
И вдруг открываются новые горизонты.
Они начинают видеть и понимать фотографию. Это очень важно!
Из серии «Внутренние миры. Жалюзи», снимок 1, цифровая фотография, 2005 год
Из серии «Внутренние миры. Жалюзи», снимок 2, цифровая фотография, 2005 год
Из серии «Внутренние миры. Жалюзи», снимок 3, цифровая фотография, 2005 год
Сейчас фотография стала языком общения в тех же социальных сетях.
В мире наблюдается общая тенденция -
многие фотографы вынуждены заниматься чем-то, кроме фотографии.
Некоторые именитые зарубежные фотографы рассказывали,
что продажи художественных работ не покрывают семейные бюджеты.
Приходится заниматься еще чем-либо.
Но если сравнивать сегодняшнюю ситуацию и даже десятилетней давности,
то она меняется и в лучшую сторону.
Постепенно проявляется у населения интерес к фотоискусству -
покупаются работы для оформления квартир, офисов, ресторанов.
Конечно не том объеме, в каком хотелось бы.
Но раньше этого не было!
Многие из выпускников находят себя в коммерческой фотографии.
И, порой занимают ведущие, лидирующие позиции.
- Ты чувствуешь себя больше преподавателем, чем художником.
Тем не менее - творческие планы есть?
- Конечно, есть.
Многие фотографы и фотохудожники стремятся сопровождать выставки каталогами.
У меня вышло два каталога - к выставкам «Люди Египта» и «Лица».
В моей библиотеке собралась небольшая коллекция белорусских авторов.
По ним знакомлю учеников с творчеством коллег.
На выходе издательский проект фотоальбом «Минск. Город и люди».
Черно-белая фотография.
Из серии « Минск. Прогулки по городу. Туман», цифровая фотография, 2005 год
Из серии « Минск. Прогулки по городу. Туман», цифровая фотография, 2005 год
Из серии « Минск. Прогулки по городу. Туман», цифровая фотография, 2005 год
Из серии « Минск. Прогулки по городу. Туман», цифровая фотография, 2005 год
«Из окна», цифровая фотография, 2004 год
Из серии «Минск. Прогулки по городу. Фрагментарный город», цифровая фотография, 2007 год
Попытка совместить коммерческую и творческую составляющую.
Он поступит и в продажу, если даст Бог, в марте-апреле.
Еще напрашивается сборный авторский альбом последних, цифровых, лет…
- Это альбомные формы. А чисто творческие? Новые серии …
- У меня в планах есть выставка, к которой работы уже созданы.
Тема - праздник города. 1987 год и 2007 год.
Сопоставление двух эпох.
Хотелось бы сделать ее в Беларуси и выпустить каталог.
После презентации альбома о Минске займусь этим проектом вплотную.
Есть и другие задумки.
- А «Внутренние миры»?
- Во «Внутренние миры» я боюсь погружаться.
Это слишком большая эмоциональная нагрузка.
У каждого человека есть свои рубежи, за пределы которых ход заказан.
- Если бы не фотография, ты себе представляешь, чем бы ты занимался?
- С трудом.
Один вариант - спился.
Второй вариант - стал бы бюрократом, чиновником за большим столом.
- Фотография тебя сохранила?
- Конечно.
Фото: Валерий Ведренко
- Спасибо, Вадим. Здоровья и творчества! Ты нам нужен.
Текст: Валерий Ведренко
Фото: Вадим Качан, Валерий Ведренко