Наталия Дорош: «Иди и снимай». Часть II
Продолжение беседы с Наталией Дорош, автором, который всегда был в нашей фотографии, но чье присутствие не было отмечено громкими проектами и манифестами. Жизненные коллизии и личные качества не всегда способствуют известности. Тем важнее представить нашему фото-сообществу ее творчество, отмеченное искренним и чистым талантом, который не нуждается в концептуальных подпорках. Тем важнее еще раз напомнить, что, как и рукописи - «фотографии не горят».
Из цикла «Встречи с легендами»
Начало беседы (часть I) >>>
- Наталия, ты всю жизнь снимала на пленку, а теперь - на цифру. У многих
этот переход был болезненным, кто-то остался верен традиции, кто-то перестроился... Как
в твоем случае?
- Самое гениальное изобретение человечества - цифровая фотография!
Купила цифровую «мыльницу». Сняла, глянула на дисплей - стерла.
Или оставила, чтобы потом восхититься яркой цветной картинкой на мониторе компьютера - и в файл-архив ее.
Один «мыльничный» снимок - восход солнца в деревне Букча,
послала на фотоконкурс журнала «Фотомагия». В № 2 за 2008 год мой снимок напечатали и я
от редактора Сергея Плыткевича получила ценный приз: фотоальбом «Нечаканая Беларусь» с его автографом на первой странице.
«Рассвет»
Это меня вдохновило продолжать занятия фотографией.
Через два года «мыльницу» сменила цифровая зеркалка Canon Марк II…
Позволила себе такое дорогое удовольствие, и грехом было бы
не снимать этой техникой. Душа потянулась вернуться в фотоклуб,
чтобы делиться с другими своей радостью - вот какие снимки у меня получаются!
А в фотоклубе уже незнакомое племя молодое, отнеслись настроженно, с прохладцей.
А показывать людям свои снимки очень хотелось...
Старший сын посоветовал подключиться к интернету: «Там таких как ты
фотолюбителей тысячи, будешь с ними общаться».
Подключилась к интернету, сын научил азам работы с ним, и я сразу же
по поисковику вышла на фотопортал Zнята.
Нет, самое гениальное изобретение человечества - это интернет! Не стану называть
конкретное имя современного белорусского фотографа, с работами которого познакомилась
и которые оставили сильное впечатление: вот это ТО, чем я хотела заниматься всю свою
сознательную жизнь, но мне ЭТО было не дано. То, что стала находить по теме фотографии в интернете,
стало для меня новым непознанным миром. Так, наверное, чувствует
себя любитель-астроном, который случайно совершает открытие новой галактики.
Из виртуальной галереи Zнята иногда не выходила часами. Я словно проснулась после
долгого летаргического сна – все в этом фотомире изменилось, кроме меня самой. Но мое время
ушло, и мне уже невозможно переродиться в человека с иным взглядом
на окружающий мир.
Сказать, что я специально придумываю для себя проекты и только над ними работаю,
не могу. Была и остаюсь «всеядной», снимаю и натюрморты, и пейзажи, и городскую среду,
и деревню, и церковные сюжеты, и портреты, и всякую фотомелочь для публикаций
в Фейсбуке.
Делаю попытки создавать коллажи, но они у зрителей успеха не имеют. Серия
для выставки «Графика зимы», которая недавно прошла в фотоклубе, родилась спонтанно, все далось без творческих потуг.
Иногда участвую в клубных выставках,
в прошлом году несколько моих фоторабот были представлены на биеннале в Литве,
выставлялись в Швеции, в Москве. Но все это благодаря активности нашего фотоклуба,
в частности заслуга Людмилы Войды, которая из меня вытягивает снимки для их показа
свету. Иногда сама по себе участвую в международных конкурсах,
но в них еще ни разу не побеждала. Но не придаю этому факту особого значения, так как
верю, что главный приз ждет меня впереди, а к нему надо стремиться единственным путем -
идти и снимать.
- На мой взгляд, твой успех на конкурсе «Пресс-фото Беларуси 2011» вполне закономерен.
- Легко было снимать серию «Паства», которая в номинации «Народные традиции» получила второе место.
Меня, как матушку, прихожане хорошо знали, поэтому не обращали на фотокамеру
внимания. Но продублировать какой-нибудь кадр было уже невозможно, вся фотосъемка
проходила в режиме фоторепортажа с места события – освящения приходским священником
домов своей паствы, доживающей своей век в умирающих деревнях. От работы над этой
документальной серией снимков я получила творческое удовлетворение.
Когда удается поехать в Букчу, а случается это не чаще двух-трех раз в год,
я продолжаю снимать тему о людях Полесья.
Материала уже накопилось на выставку, которая, я надеюсь, состоится в гродненском
выставочном зале осенью этого года. Считаю эту полесскую деревню родной,
с удовольствием приезжаю туда, хотя за 35 лет она изменилась не в лучшую сторону. Дети
из 70-х годов стали взрослыми, некоторые поспивались и умерли, миловидные девчонки
превратились в уставших от тяжелой работы женщин. Но как лесная поросль тянется
к солнцу, так и новое поколение букчанцев радуется жизни.
Понятно, что ко мне, как к фотографу, за столько лет местные жители привыкли,
особенно охотно соглашаются фотографироваться старики. А они - хранители истории,
самобытности и традиций деревни.
Поэтому я люблю снимать деревенских стариков.
- Наталия, как стало известно, Ошмянский суд признал альбом «Пресс -фото Беларуси 2011» -
экстремистским. В альбом вошли и твои работы. Что ты думаешь по этому поводу?
- В советские времена при каждой типографии был штатный цензор,
без подписи которого «в печать и свет» не могли быть напечатаны не только периодика
или брошюра, но даже театральная афиша.
У старых журналистов за годы работы в советской прессе поселялся в голове собственный
внутренний цензор, который не допускал крамолы еще на стадии написания материала.
Доходило иногда до абсурда... Однажды я написала в статье «общага» вместо слова
«общежитие», но стали грызть сомнения, спросила у коллеги, который еще при
товарище Сталине начинал свою карьеру журналиста: «Можно ли так назвать рабочее общежитие?».
Он поскреб свою лысину и ответил, что «общага» звучит оскорбительно,
унижает честь и достоинство советского рабочего человека, который там проживает.
Лучше, сказал он мне, не рисковать...
Запоздалая реакция авторитарной системы на выход альбома «Пресс-фото Беларуси 2011»
говорит о том, что она дает сбои, потому что на издыхании. Надуманность причин, по
которым КГБ со своими идеологами принял решение уничтожить небольшую часть
тиража альбома, изъятую на белорусской границе - вне критики, совершенная дикость.
Ну, это как осудить фотографа, сделавшего снимки на фронтах Второй мировой войны за то,
что он, якобы, лично развязал эту войну. Я счастлива, что принимаю участие в конкурсе
«Пресс-фото Беларуси» вместе с новым поколением фотожурналистов - они наша надежда.
Самое главное, чтобы ребята не отчаивались и смело продолжали фиксировать современную
историю нашей страны. Если в темной комнате творится безобразие,
виноватым становится тот, кто в ней зажег свет. Что в данном случае и произошло.
- Ты знакома с творчеством С. Хоментовской? Ваши работы, на мой взгляд,
по многим параметрам перекликаются.
- С удивительными работами «принцессы Полесья» С. Хоментовской познакомилась совсем
недавно, по публикациям на ZНЯТА. Те же самые места, те же жители Полесья, но в недалеком
прошлом. Она родилась и выросла на Полесье, все здесь ей было близким, но тем не менее,
она снимала Полесье как исследовательница, объездив многие места и запечатлев
самобытную жизнь полешуков. Сегодня ее фотографии представляют
не только художественную, но и историческую ценность.
Я же не выходила и не выхожу за границы одной полесской деревни и двора хаты,
в которой жили родители моего мужа.
- Ну, чтобы обрести историческую ценность фотографии нужно только время.
Я говорю о творческом родстве.
- Никакой задачи перед собой не ставила, просто снимаю больше 30 лет
фрагменты бытия жителей Букчи, среди которых в основном наши соседи. Мне это интересно.
Есть идея сделать снимки тех, кого снимала, например, в 1976 году,
чтобы потом сравнить, как время изменило людей. Быть может, в следующую поездку
в Букчу так и сделаю, но придется уговаривать сфотографироваться взрослых
и уже постаревших букчанцев, чьи детские снимки у меня сохранились.
Очень сожалею об утерянном фотоархиве, о своих отснятых фотопленках
за 35-летний период. В редакции была обязанность сдавать в «контору»
для извлечения серебра накопленные за год фотоматериалы,
а это сотни фотопленок, ворох отпечатанных контролек и опубликованных в газете
фотографий. Относилась легкомысленно и к хранению своей «букчанской хроники». Только
недавно стала находить негативы или в домашней кладовке,
куда много лет назад их закинула и забыла, или на чердаке хаты в Букче.
В памяти сохранились кадры с портретами букчанских стариков,
которых снимала в конце 70-х годов, таких патриархальных личностей уже нет ни в одной
белорусской деревне. Куда пропали эти фотопленки - не знаю.
Помню, что снимала деревенских женщин, которые в кошелях
за спиной несли малых детей на сенокос... Очень хочу отыскать «фоторепортаж» похорон
деревенской колдуньи Тащихи, которая перед смертью запретила звать местного священника
для ее отпевания.
Вся деревня собралась на эти похороны, какие были лица, какие персонажи!
Снимала деревенскую свадьбу со всеми ее народными обрядами,
но тоже не смогла отыскать фотопленку, хотя все кладовки и книжные шкафы дома
обыскала. Может, из всего бывшего архива процентов двадцать фотопленок только и
удалось обнаружить и оцифровать. Тем и богата.
- Наталия, но у тебя есть замечательные жанровые картинки, портреты горожан,
бытовые этюды. Ты настоящая «пани–фотограф Гродно». Не было желания этот
материал объединить?
- Живу в микрорайоне Форты возле лесопарка Пышки,
до центра города на общественном траспорте надо минут 20 добираться.
Когда еду туда по каким-нибудь своим делам, всегда беру с собой фотокамеру.
Иногда хочется специально прогуляться по старым улицам, чтобы их поснимать.
В парке Жилибера у меня есть заветная скамейка, и чтобы настроиться на фотоохоту,
традиционно на ней немного посижу - и вперед.
Тут как повезет, очень редко можно «подстрелить» интересный сюжет.
Камеру не прячу, держу ее наготове в руках и очень внимательно слежу
за окружающей меня ситуацией. Как только увижу, что сюжет интересный,
мгновенно фотографирую. Иногда у города бывает особое настроение,
и тогда иду и снимаю дома и улицы, какие-то фрагменты городской архитектуры,
заглядываю во дворики. Не прохожу мимо старинных входных дверей,
вечерами снимаю светящиеся окна в районе Нового света,
который скоро прекратит свое существование. Снимаю его для истории.
Настроение города часто меняется, и от погодных условий это не зависит,
наверное, нужно обладать наитием, чтобы почувствовать его.
Многие горожане знают меня как городского фотографа,
незнакомые люди иногда останавливают на улице и спрашивают,
когда будет выставка моих фотографий. Продавщица уличного киоска от кафе «Гарадня»,
например, всегда угощает меня горячим пирожком и интересуется,
что интересного мне на этот раз удалось запечатлеть.
Жители нашего города очень доброжелательные люди, но порой кто-то протестует
и требует удалить отснятый с ними кадр. Эта тенденция неприязни к уличному фотографу
проявляется особенно в последнее время.
Помню, что в СССР был подобный психоз.
Однажды в начале 70-х бдительные граждане меня задержали на центральной Советской
улице, когда фотографировала гуляющую по ней огромную грязную свинью.
Посчитали, наверное, что я работаю на вражескую прессу и хочу очернить
образ жизни советских людей... Тогда удалось сбежать с места «преступления».
В прошлом году, когда снимала в парке невинный сюжет с раскрытыми зонтиками на
дорожке, меня задержали стражи порядка и потребовали отчета:
кто я, с какой целью снимаю? У меня с собой было пенсионное удостоверение,
я прикинулась невинной фотолюбительницей и называла милиционеров «сыночками».
С миром отпустили. Но в душе у меня гадкий осадок остался.
Собрался достаточно объемный файл-архив фотографий с городскими сюжетами,
а также портретами местных жителей. Показываю их в интернете, и не надеюсь даже,
что кто-то будет заинтересован в издании «такого Гродно» в виде фотоальбома,
большая часть моих городских снимков даже на выставку не будет допущена
из-за цензурных соображений.
Но тему о моем городе и моих земляках буду продолжать, конечно.
Я люблю свой город, и надеюсь, что это взаимно…
- Безусловно… Такие портреты не каждому жизнь позволяет снять.
- Что читаешь, слушаешь, смотришь?
- Дома достаточно большая библиотека русской и мировой классики и православной духовной
литературы. Читаю и вновь перечитываю А. П. Чехова -
мой любимый писатель. Пусть покажется странным, но наслаждаюсь прозой А. С. Пушкина,
уважаю писателей Д. Н. Мамина-Сибиряка, А. И. Солженицына,
не остается без внимания собрание сочинений К. М. Станюковича,
недавно перечитала «Человеческую комедию» Оноре Бальзака,
получаю удовольствие от чтения рассказов О’Генри и Марка Твена.
Но имею слабость к чтению современной фантастики,
и вот уже 25 лет как числюсь читателем нашей районной библиотеки,
в которой беру свежие альманахи «Если» и «Полдень», произведения А. Азимова,
Р. Брэдбери, Г. Гаррисона, Р. Шекли и др. Понятно, что фантастику
братьев Стургуцких начала читать еще в юные годы. На даче тоже собрана
библиотека из старых номеров журналов «Огонек», «Новый мир», «Наука и техника», «Вокруг света», «Неман», а также детская литература для внуков.
Но чтение этой старой периодики могу себе позволить,
когда на даче наступает сезон дождей.
Телевизор в последние годы не смотрю. Есть интернет, и если возникает желание узнать
свежие новости или посмотреть какой-либо кинофильм, это сделать достаточно просто.
Не так давно посмотрела две версии «Соляриса». Любимый кинорежиссер - Андрей
Тарковский, композитор - П. И. Чайковский. Люблю музыку Фредерика Шопена,
его произведения моя мама играла на фортепьяно, его слушать –
это как вернуться в волшебные ощущения детства.
- А современная фотография тебя интересует?
- Конечно. Но опять же черпаю познания о ней из интернета,
так как не имею возможности посещать фотовыставки современных фотографов, покупать их
альбомы и знакомиться с зарубежными фотографическими изданиями.
Я была благодарной читательницей белорусского журнала «Фотомагия»,
который к прискорбию читателей прекратил свое существование.
Я очень жадный зритель фотоподборок работ зарубежных фотомастеров,
среди которых Барбара Флорчек, Томас Моркес, Питер Липман, Джоэль Робисон
и многие, многие другие. Из белорусских фотографов выделяю Надежду Дегтяреву,
ее работы притягивают, они запоминаются. Твои фотоработы, Валера,
считаю классикой и я твоя давняя поклонница, чего уж тут скрывать...
Мне по душе красочные,
с нестандартным видением ситуации документальные снимки
российского фотографа Сергея Максимишина.
- Наталия, популярность твоих фотографий на Фейсбуке бьет все рекорды.
Они нравятся всем - и рядовым пользователям, и интеллектуалам,
и знаменитым фотографам.
Что для тебя ФБ и как ты расцениваешь свой успех?
- Ведь я бывший журналист, много лет проработала в газетах,
общаясь с невидимыми для меня читателями через издание,
у которого определенный тираж. Если тираж газеты 10 000 экземпляров,
значит, у меня было столько же читателей. Люди, реагируя на мои статьи и очерки, писали
письма, звонили, приходили ко мне в редакцию или поблагодарить,
или же выразить свое недовольство. Не было реакции от читателей –
это был сигнал, что публикация не удалась, что я произвела халтуру,
потому что сама как автор не пережила ситуацию, о которой написала.
ФБ - это виртуальный социум. Входила в него постепенно, сортировала «друзей»,
которые, в свою очередь, и меня сортировали. В ФБ надо участвовать постоянно,
если оставишь его на неделю-две, все - о тебе забыли.
И снова приходится добиваться, как ты сказал, популярности.
От чего она зависит? От количества твоих подписчиков. Если год назад снимки не набирали
и десяти «лайков», то сегодня те же самые снимки набирают их больше сотни.
- Меня радует такое количество «лайков» под простым натюрмортом.
Это не «котики-тети-жабы»… Есть надежда, что мир еще не сошел с ума.
- В силу привычки газетного сотрудника
я в постоянном контакте с моими подписчиками ФБ.
Мои снимки сопровождаю текстами о личных впечатлениях и переживаниях,
бываю достаточно откровенной, и стараюсь никого не обидеть... Первое время влезала
в межсловестные драки между пользователями ФБ, остро реагировала на некоторые
комментарии, блокировала недругов или назойливых «спамщиков», использующих мою
страницу для своего собственного пиара. Общение с некоторыми «фебешниками» меня
расстраивало, хотя и понимала, что ФБ - это не настоящая жизнь, а только ее виртуальная
версия. Мелкие виртуальные интрижки на ФБ продолжаются, конечно, и сейчас. Не
без этого.
Снимаю сюжеты специально для ФБ. Опубликую «фебешные» фотки на своей стене, и тут же
выбрасываю отснятые файлы в корзину - не шедевры. Но подводная часть айсберга ФБ –
это моя частная переписка с «друзьями» в сообщениях. С некоторыми подружилась,
приглашают приехать к ним в гости. Возможно, этими приглашениями и воспользуюсь.
- А как ты сама относишься к своему творчеству?
- Серьезные занятия фотографией требуют полной самоотдачи.
Невозможно совместить удовлетворение страсти к фотографии
и женские обязанности в семье, если хочешь ее сохранить полноценной.
Когда в 80-е годы ко мне пришел первый успех, я стала посещать фотографические
мероприятия, участвовать в семинарах и в выставках,
с головой окунулась в жизнь фотоклуба - малолетний сын стал для меня источником
раздражения, муж от меня отдалялся, и мы с ним становились чужими людьми.
Пришлось сделать выбор: я оставила свою бурную деятельность на фотографической ниве,
и стала просто хорошей женой и любящей мамой.
Вырастила и воспитала двоих сыновей, дала им высшее образование, принимаю участие в их
сегодняшней взрослой жизни, помогаю им - это моя первостепенная задача.
Я бабушка трех внуков, старший внук в младенчестве остался без матери,
и мне выпала доля его растить. Той свободы от житейских проблем, которая требуется для
творчества, у меня никогда не было, нет ее и теперь.
Увлечение фотографией прошло через всю мою жизнь, но не стало главной ее целью.
Фотография - мой побег от быта, и когда появляется возможность,
я иду и снимаю, чтобы душа обрела радость.
- Спасибо за беседу, Наталия. Я рад, что открытие твоего творчества не запоздало
и фотография Беларуси обрела нового, зрелого и яркого автора.
Ты нам нужна!
Беседовал: Валерий Ведренко