Виктор Петрович Суглоб: мир фото
Бизнес и творчество редко понимают друг друга. А в наших условиях такой гармоничный союз и вовсе редкость. Но есть в Беларуси фотограф, которому удалось совместить прагматизм и фантазию, создать не только производство, но и музей, галерею, школу. Секретом как из рядового «бытовика» превратиться в известного фотографа с нами поделится Виктор Петрович Суглоб.
Из цикла «Встречи с легендами»
- Начнем с биографии…
- Родился в 1952 году в деревне Неглюбка,
где ткут известные на весь мир неглюбские рушники.
Отец работал трактористом и мечтал, чтобы я тоже пошел в эту профессию.
Но я его мечту не воплотил и он за это на меня очень злился.
Мама всегда была домохозяйкой,
потому как семья у нас была очень большая – шестеро детей.
В Неглюбке закончил десятилетку.
После поступил в Гомельский университет
на факультет физического воспитания, который закончил в 1973 году.
Именно здесь начался мой путь фотографа.
Это была колоссальная мечта – купить фотоаппарат.
После первой же поездки в стройотряд, где мы заработали неплохие,
по тем временам, деньги, я купил свой первый фотоаппарат «Зенит-Е».
И уже на четвертом курсе подрабатывал на полставки фотографом на нашем факультете. Нужно было снимать соревнования и университетские, и международные.
Снимать «Зенитом» было очень сложно.
Приходилось работать без вспышки, которая была запрещена даже в то время.
Прибегали к разным хитростям.
В то время можно было достать пленки КН-2, КН-3.
Мой друг, фотограф Анатолий Рудченко, делал проявители
и из 200 единиц мы вытаскивали 1000 единиц. И картинка получалась.
Конечно, было зерно. Но мои фотографии брали и в газеты.
Я еще со школы выписывал газеты. «Спорт», «Физкультурник Белоруссии».
И мне всегда нравилось рассматривать снимки с соревнований.
И я именно мечтал снимать спорт. Да и сам я – мастер спорта по самбо…
С этого я собственно и начал. Снимать спорт нелегко –
надо знать, когда нажать на кнопку, когда и как среагировать.
Сегодня спортивная съемка, конечно, стала проще.
Главное – знать виды спорта и иметь хорошую аппаратуру.
А в то время спасала только реакция. У меня это получалось.
И даже получал гонорары за свои снимки – 8, 10, 12 рублей…
- Что было после института?
- Армия. И там я тоже снимал.
При чем – уже на коммерческой основе.
Снимал мероприятия, проходящие в части, в том числе и спортивные.
В то время с нами служили парни со всего Союза.
И им я фотографии продавал по 20 копеек.
Вот так продолжился путь фотографа и начался путь бизнесмена.
После армии я сразу пошел работать в проектную организацию фотографом.
Снимал строящиеся объекты, колхозы-совхозы.
Это был «Белколхозпроект».
- А во время этих съемок – был ли к чему-либо интерес кроме задания?
- В то время нет. Только спорт.
Я по-прежнему снимал много спортивных соревнований.
- Интересно, что когда вспоминаешь тебя и твои фотографии,
то первое, что приходит на ум – это пейзажи, лирика…
- В то время это я не снимал.
Снимал портреты спортсменов. И сегодня очень жалею о том,
что все это не сохранилось. В то время как-то не думалось,
что надо создавать свой фотоархив. Вот недавно появилась в прессе моя фотография Александры Герасимени. Еще в детском саду ее снимал…
Поработав в «Белколхозпроекте» я уехал на Сервер.
В то время я уже был женат.
Мечтал заработать на квартиру, машину и хорошую аппаратуру.
Это 1974-1975 год. В то время появились первые ГДР-овские «Практики».
Это было что-то невероятное для нас!
Они были легкие, затвор щелкал тише. Щелчок «Зенита» я запомнил на всю жизнь!
Этой камерой были сняты тысячи фотографий!
Особенно на одной тридцатой…
Первый Canon появился только в 1983 году.
Так что даже при наличии «Практики» я продолжал снимать «Зенитом».
- На Севере снимал?
- На Севере снимал очень мало.
Там были прекрасные пейзажи, но тогда душа к этому не лежала.
Про творчество тогда не думалось.
Куда эти фотографии делись – опять же, не вспомню.
Я хотел просто зарабатывать фотографией.
Быть ремесленником. Работать в студии, снимать свадьбы.
Хотелось доказать, что я, без образования специального, самоучка,
способен делать хорошую фотографию.
Не творческий результат, а результат хорошего ремесленника.
Я приехал с Севера в 1979 году.
И сразу же начал работать фотографом – сады, школы.
В то время в этом направлении я стал лучшим.
Когда только приехал – в Минске меня никто не знал.
А ведь в то время бытовой фотографией в основном занимались евреи.
И получилось так, что сложилась группа новых фотографов.
Мы составляли достаточно серьезную конкуренцию!
Были и конфликты, и стычки. Но учитывая мое спортивное прошлое –
«соперники» получили сдачу и отстали.
Мы все изменили в съемке садов и школ –
мы возили с собой два чемодана аппаратуры, рисовали разные фоны, шили костюмы.
Это было новое! И родителям, конечно, это понравилось.
Мы стали зарабатывать хорошие деньги.
Мой друг Александр Шпак разработал технологию обратной печати
при которой мы печатали фотографию детей в виньетке с мультфильмами…
Это 1980-1990-е годы.
Мы снимали практически во всем Минске.
Конечно, нажили большое количество врагов.
Ремесленник – это не профессиональный фотограф.
Это моя позиция.
В 90-е в Минске количество заказов спало.
И мы уехали в Москву. Там пробиться было очень тяжело.
Помимо фотографии, мы начали снимать видеофильмы.
Потом появились пленки Kodak, Fuji,
люди стали покупать пленочные «мыльницы».
И мы приняли решение закончить со съемкой садов и школ и открыть минилаб.
Купили профессиональную машину и начали зарабатывать печатью фотографии.
Через некоторое время мы с компаньоном разошлись.
После 2000 года случай свел меня с Сергеем Кочергиным.
Я ему показал фотографии с детских садов.
Ему это все не понравилось,
но именно он предложил заняться творческой фотографией.
Выезжать на пленэры, снимать. Я этим делом очень загорелся.
Присоединился Юрий Сергеевич Васильев.
Я постепенно увлекся такой съемкой
и благодаря всему этому стал другим фотографом.
- Это общая картина. А теперь - подробнее.
Я сам прошел через «сады и школы», поэтому интересно –
как человек-шабашник вдруг забывает о своем ремесле
и становится творческим фотографом.
Должна быть предыстория!
- Все произошло очень стихийно.
Когда мы вернулись в Минск и я окунулся в бизнес, было очень тяжело.
Это были неспокойные времена, бандитизм…
А когда все более-менее устоялось, снова появилось желание снимать.
Ведь у меня был перерыв лет в 8, когда я вообще не снимал, только работал.
- А Сергея Кочергина можно назвать учителем?
- Мы много вместе ездили, общались.
Я все это слушал и впитывал! Да, я готов назвать его своим учителем.
Я начал ходить в клуб «Мiнск», хотя еще не был членом клуба.
Я приносил фотографии и много критики выслушивал.
Но я не обижался на критику.
Я слушал и смотрел, что мне рассказывают и подсказывают.
- Как появился «Мир фото»?
- Я увлекся коллекционированием фотоаппаратов.
Они стояли в шкафах.
И родилась идея не просто их хранить, а показывать людям!
На тот момент собралось же порядка 500 камер.
Однажды узнал, что освобождается помещение на Притыцкого
и пошел в исполком с настойчивой просьбой помочь.
Я их просто достал!
Я потратил на это 2-3 года. Но добился своего.
Сначала был только фотомузей. А потом снова Кочергин подсказал –
можно и фотогалерею открыть.
В итоге мы оказались единственными на постсоветском пространстве,
у кого и музей был, и галерея.
- С чего началась галерея? Какая выставка была первой?
- Первой была выставка «История белорусской фотографии». Галерея просуществовала 5 лет и мы провели порядка 70 выставок,
из них 20 - международные.
Одна из самых значимых выставок – выставка Бутырина.
У него прямо во время открытия выставки хотели купить фотографии!
- Гералтовский был…
- Да, это была очень интересная выставка!
Суткуса выставляли… Много чего было!
- Есть ли желание попробовать возродить галерейную деятельность?
- Да, есть. Пытаемся развить проект с Музеем истории города Минска.
- Какой сейчас статус коллекции фотоаппаратов,
которую ты передал музею города?
- Коллекцию я передал на временное хранение.
И передал на безвозмездной основе.
Моим единственным условием была возможность проведения фотовыставок в музее.
За два года, правда, пока ничего не произошло.
Мы еще раз обратились в администрацию, вот ждем ответ.
- Расскажи подробнее о книге «1200 фотоаппаратов из СССР».
Как сложился этот проект?
- Я случайно познакомился с французом.
Познакомились на почве фотографии. У него был Pentax.
Слово за слово, разговорились.
Он сказал, что его друг хочет написать книгу про советские фотоаппараты.
А мы уже начали тогда формировать коллекцию.
Мы съездили во Францию, переговорили.
В итоге появилась первая книга, потом было второе издание.
А потом я подумал, что раз у нас есть возможность,
можно и самим такую книгу издать.
Переговорили с Сергеем Кочергиным. Поездки, сборы…
Коллекция продолжала пополняться,
в том числе присылали экземпляры из Европы. Книга писалась порядка 10 лет
и вышла тиражом 1000 экземпляров.
- Вернемся к творчеству. У тебя есть, циклы, серии, этапы?
И какие планы творческие?
- Самое первое – это пейзажи.
Продолжаю снимать спорт. Собрался шикарный материал!
Возможно, подготовлю выставку. Очень увлекся световой кистью.
И съемкой старых предметов.
В поездках всегда видишь в деревнях на стенах висят разные предметы.
И я решил снимать в таком ключе. Это не натюрморты.
Это воспоминания, ностальгия.
Таких работ я отснял уже порядка 300.
Но выставку я хочу сделать смешанную – пейзажи и вот эти работы.
Постепенно собираю материал.
Пока нет возможности снимать только для себя, приходится снимать еще и по работе.
Все предметы для съемок хранятся у меня дома.
Это все из советской эпохи. И серия вся называется «Ностальгия».
А вот чтобы заработала галерея – это мечта. Невероятная!
Я готов купить рамы, оборудование. Только бы она снова заработала.
Ведь это и выставки, и место встречи, общение…
- Я помню твои монтажи о Минске…
- Да, появляются идеи, которые можно реализовать только в такой форме.
И людям нравится такое совмещение времени.
После Минска мне заказали серию про Питер.
- Как семья реагирует на все твои увлечения?
- Понимает и принимает. Это самое главное.
- Пару слов о школе фотографии «Мир фото»…
- На мой взгляд - это очень хороший и нужный проект.
Школа получилась.
Мы готовим и фотографов-профессионалов, и творческих фотографов.
Хороший проект, но сколько я смогу его поддерживать – время покажет.
Моя мечта, чтобы школа работала.
- Поговорим о световой кисти... Ты один из этих немногих,
чьи работы в этой технике есть на выставках. Чем она тебя привлекла?
- Очень необычным светом.
Несколько лет назад мы были на выставке в московском ВДНХ.
Смотрю, фотографии студийные, а свет необычный. Там же я познакомился с девушкой Татьяной, автором, она рассказала мне об этом методе.
Вскоре я сделал тестовую съемку и все, я загорелся. Я заболел этим светом!
Этим светом при съемке можно же творить чудеса!
- В Минск в 2010 году с выставкой приезжал фотограф Пьер Анри.
Мне интересно твое мнение о том проекте.
- Мне выставка понравилась. У меня была идея сделать что-то похожее,
и я даже отснял несколько девушек.
Но в итоге с предметной съемкой понравилось работать больше.
Хотя, конечно, когда я буду готовиться к выставке с работами со световой кистью,
тогда сниму что-то и с девушками, чтобы показать, что этой кистью
можно работать и при съемке портретов.
- Вот что лично меня смущает…
Натюрморты в этом освещении кажутся еще более-менее естественными
и их можно рассматривать с разных точек зрения,
а вот когда начинаешь освещать живого человека, появляется какая-то жуть в образах. Свет же неестественный! Какой-то подземельный…
- Согласен, что это эффект подземелья.
Потому и остановился со съемкой девушек,
т.к. тоже это смущает. Но я бы снимал по-другому.
Возможно, в каком-то действии.
- Я никогда так не снимал, поэтому хочу вот что спросить –
есть ли особенности, секреты подобной съемки?
- Нет!
- А ты планируешь световую схему заранее или все в процессе?
- Самое главное – выставить композицию.
А когда она выставлена – уже вижу, как будет работать свет.
Делаю пробу, исправляю, второй-третий дубль – уже рабочие.
Когда я учился – мучался полгода, пока отточил - как снимать темные предметы,
как светлые. Самое главное – это показать объем и фактуру.
Важно уметь снимать в студии и понимать, как работает свет.
Из учеников мало кто таким светом снимает. Тут надо над собой поработать,
заставить себя. Тут важна работа с фонариком…
Я еще до той московской выставки слышал о световой кисти, но не видел работ.
А когда увидел - убедился, насколько это красиво.
До этого попалась на глаза одна статья…
Но там автор слишком заумно расписал метод! С законами физики, математики…
- При помощи чего идет съемка? Какой-то специальный источник света?
- Да. Обычным фонариком это не сделаешь.
Особенно это заметно при съемке мелких предметов.
Снимая для выставки, я делал формат 25*38.
Естественно, что смотрелось оно странно.
Когда я отпечатал 40*60 – уже по-другому, а 60*90 – еще лучше.
Предметы на таких фотографиях должны все же
смотреться практически один в один с реальными размерами.
- Я тоже обратил внимание, что цифра любит формат.
Сейчас набирают популярность ночные пейзажные съемки.
Было много выставок, показов и фотолюбители охотно подхватывают эту волну…
- Я такое тоже снимаю, но мало.
Кстати, тут и с фонариком можно поработать. Только хорошим и мощным.
- Поделись творческими планами, поездками…
- Сезон в разгаре!
Фаркоп, прицеп, друзья, животные, дров по-больше и вперед.
Куда – решаем недели за 2-3. Мы уже много, где побывали.
Припять, Неман, Березина…
Надо что-то искать новое. Возможно, поедем по городам.
Тем более, что для одного заказа как раз надо отснять областные города,
которых у меня нет – Брест, Витебск, Могилев.
И, конечно же, пейзажи!
- Спасибо, Виктор, за встречу. Здоровья и творчества – ты нам нужен!
Беседовал: Валерий Ведренко
Фото: Виктор Суглоб
обсудить на форуме zнята