Включенность большинства: от теории – к практике. «Октябрьские» эксперименты Дмитрия Вaйновского

Во вторник, 27 августа, в галерее современного искусства «Ў», в рамках проекта «Октябрьская: все включено! все включены!» будет показана видео-документация «полевого эксперимента» Дмитрия Вaйновского «Включенность большинства», предлагающего поразмышлять о мире, где «большинство» и «меньшинство» – величины непривычно нефиксированного порядка.


Кадр из видео-документации эксперимента Дмитрия Вайновского «Включенность большинства»

Толерантность, как показывает статистика, – скорее миф, чем черта, присущая беларусам. Терпимость к «иному» – мировоззрению, образу жизни, поведению и культуре – черта, которую мы проявляем скорее «на словах», чем в реальности. Осуждению подвергаются, например, представители сексуальных меньшинств: по данным масштабного исследования «Ценности населения Беларуси» Центра ИПМ, 73% жителей страны придерживаются именно такой позиции. Однако, подозрительность у беларусов вызывают не только люди из «иных» социальных групп – каждый второй считает весьма проблематичным доверять даже собственным соседям по лестничной клетке.

«В Беларуси уровень доверия не просто низкий – он очень низкий, – комментирует социолог Дарья Урбан в интервью «Беларусскому журналу». – Доверяют другим у нас 14% населения – и это, в основном, пенсионеры в деревне. То есть это социальная группа, которая фактически уже выпала из трудовых отношений. Беларусы доверяют соседям (это как раз случай пенсионеров в деревне), своей семье и друзьям, а вот незнакомцам – ни за что! Людям другой национальности, религии или культуры – боже упаси! Они – хуже, чем первые встречные! А ведь между тем уровень доверия – ключевой показатель развития страны. Чем выше доверие в стране друг к другу, тем выше темпы роста ВВП. Чем меньше разница между богатыми и бедными в обществе, тем благополучнее оно и стабильнее.»

Одной из возможных причин низкой толерантности и подозрительности к любым «другим» является простое математическое соотношение: со времен СССР, нас учили, что правда – на стороне большинства, а те, кого меньше, потерпят, приспособятся, «им не больно». Что уже говорить о той ситуации, когда меньшинство заведомо исключается из социальной жизни, вытесняется за ее пределы, маргинализуется, постепенно становясь невидимым? Нет «других» людей – нет проблем? Чистый, правильный, удивительно стерильный Минск, которым так восхищаются заглядывающие в столицу на пару дней иностранцы?


Кадр из видео-документации эксперимента Дмитрия Вайновского «Включенность большинства»

Минский фотограф Дмитрий Вайновский, кажется, с таким положением дел не согласен. В стиле первого в мире перфомансиста – древнегреческого философа Диогена, известного упрямыми интервенциями и намеренным подрывом социальных норм, – Дмитрий проводит и документирует на видео «полевой эксперимент», названный им «Включенность большинства». В четырех публичных локациях популярной улицы Октябрьской он искусственно меняет местами соотношение конвенционального большинства и непривычного, по разным причинам часто «неудобного», меньшинства: на несколько часов в разные дни кафе оказываются заполнены незрячими людьми, людьми с ограничениями слуха, пожилыми и тд.

Что произойдет, если условным «меньшинством» предложить себя ощутить «большинству»? Как в таком случае оно станет реагировать на свою «инаковость»? Что чувствовать в позиции «иных»? Этими и другими вопросами автор задается, предлагая в рамках проекта «Октябрьская: все включено! все включены!» знакомство с видео-документацией его интервенции. Не вынося оценок происходящего, видеограф «Включенности большинства» ставит задачу исключительно наблюдения за развитием искусственно созданных ситуаций-«перевертышей»: что делать с увиденным дальше –решать каждому из нас.

Реакции случайных посетителей и посетительниц, снятые на установленные в разных точках кафе камеры, действительно разные: от умиления возросшим интересом к «Хулигану» со стороны неожиданно наводнивших его пожилых женщин до безразличия (насколько оно напускное и насколько естественное – судить не берусь). Однако, ясно одно – единственно правильной нет и не будет. Кому-то, в конце концов, на самом деле может быть неприятно присутствие домашнего питомца в заведении общепита. Но чтобы выяснить и проанализировать тональность собственного фидбэка необходим контакт – и именно он в последствии имеет шансы стать основой позиции, в чьи горизонты будут включены не только те, кто с нами «из одной стаи». А значит – и доверия к людям, которых когда-нибудь мы вообще, возможно, перестанем делить на «наших» и «других». Однажды. Когда научимся видеть.


Кадр из видео-документации эксперимента Дмитрия Вайновского «Включенность большинства»

Текст: Ольга Бубич