Фотограф Бенедикт Тышкевич: человек, влюбленный в жизнь
В октябре в художественной галерее имени Михаила Савицкого (Минск) состоялось знаковое для белорусской фотографической жизни событие – выставка репродукций работ Бенедикта Тышкевича. В экспозиции, организованной при поддержке посольства Литвы в Беларуси и посольства Франции в Беларуси, посетители смогли увидеть 26 копий работ прославленного фотомастера.
Когда речь заходит о Бенедикте Тышкевиче, то чаще всего произносят такие фразы, как «известнейший белорусский фотохудожник XIX века», «мастер постановочного портрета», «первопроходец отечественной фотографии». Верные общепринятые клише оживают, когда видишь его работы в живую.
Лаконичные, четкие, простые, фотографии Тышкевича приковывают усталый цифровой взгляд своей ясностью и неподдельной органикой. Вот, например, портрет обычного белорусского крестьянина (точное название звучит как: «Партрэт ліцвіна (беларуса). Вялае, ліпень-верасень, 1897»). На светлом фоне, средний план, без каких-либо декораций и аксессуаров. Шапка из овчины, кожух из грубого сукна, палка в руках и – взгляд. Абсолютно чистый, прямой, расслабленный. Взгляд прямо из 1987 года.
Или портрет белорусской девушки-крестьянки в парадном костюме. Тронутые работой руки, спокойное открытое лицо и снова – глаза. Или сцена из сельской жизни: несколько человек сидят возле дома за столом. Коса у стены, возле дверей висят жбаны, на столе – глубокие миски и чугунок. Совершенно бытовой момент, но каким удивительным образом всё в нем сосуществует. И не просто сосуществует, а находится в необъяснимой гармонии и тишине, вне времени, вне пространства. Смотришь на эти фотографии и ловишь себя на мысли: перед тобой будто герои поэм Коласа, такие же правдивые, искренние, но самое главное – настоящие.
Помимо «крестьянской» серии в экспозиции можно было увидеть портрет детей Тышкевича, а на одной из фотографий, если верить примечанию, - сам граф. В черном костюме-тройке, гольфах и узких туфлях «по моде», он по-молодецки повис на дереве, перекинутом через речку. Человек, влюблённый в жизнь.
Анна Гринкевич
Минск, октябрь 2016 года