Как наглядно демонстрируют призеры конкурса, молодость не всегда ассоциируется с малым опытом и невысокой визуальной грамотностью. Несмотря на то, что разница в возрасте фотографов, подававших на конкурс снимки, составила 60 лет (самому взрослому участнику было 79 лет, а самом молодому – 19), анализ этого демографического параметра позволяет сделать вывод о правомерности определения сегодняшней беларусской фотожурналистики как «молодой».
Статистика конкурса говорит сама за себя – большинство участников, а, как следствие, и победителей этого года, родились в 1980е. Как прокомментировала ситуацию в современной беларусской фотографии Александра Солдатова, фотограф, редактор онлайн журнала «Imbalance», в недавнем интервью ZНЯТА: «Мы – не самородки, «самородки» по ночам читают очень много литературы, смотрят успешные проекты. И мы не вполне самоучки, потому что каждый из «самоучек» уже успел поучиться где-то в Европе, съездил на портфолио-ревю, присмотрелся к тому, чем заняты наши соседи в Литве, Польше, России».Неформальный подход к образованию, предполагающий постоянную самостоятельную учебу на кратковременных курсах, воркшопах, посещение лекцией и участие в портфолио-ревью, до недавнего времени был более характерным для Европы. Однако, последние годы такая практика получила распространение и среди беларусских фотографов, оказываясь вполне успешной схемой для повышения уровня образования. И он же приносит свои плоды, специфическим образом отражаясь на форме отмеченных членами жюри снимков. В большей степени чувствительные к современному видению фотографии, некоторые молодые фотографы не боятся экспериментировать и работать с непривычными, новыми для нашего культурного контекста, темами. В качестве примера можно привести одного из фаворитов «Пресс-фото Беларуси 2015» – серию «Наташа видит» Анастасии Хролович. Проект уже был недавно отмечен на конкурсе «Vilnius Photo Circle» в Литве, на момент публикации материала в Минске с успехом шла выставка проекта. Жюри «Пресс-фото Беларуси 2015» присудило Анастасии I место в номинации «Повседневная жизнь (серии)». Проект сложно назвать чисто фотожурналистским, при создании серии Анастасия использует особые настройки камеры, позволяющие получить, на первый взгляд, бракованные, слишком темные, кадры. С помощью этого формального приема, фотограф достигает эффекта плохого зрения, аллюзии на врожденные особенности ее героини, что приближает жанр серии к концептуальному.Об этом же феномене совмещения жанров в современной беларусской фотографии говорил куратор конкурса Сергей Михаленко в интервью ресурсу «Беларусский журнал». Анализируя тенденции конкурса, еще до объявления результатов, он отмечал:«Конкурс вышел за границы стандартной репортажной, агентской фотографии, приобретя репортажно-документальной характер. Это радует. […] То, что фотографы подают на конкурс последние годы, больше похоже на проект в его мировом журналистском понимании: это еще не исследование, но уже читаемая история».Еще одна сильная номинация этого года – «Портрет». Члены жюри отмечали не только интересные по форме работы и небанальные темы, но и искренность, глубину исполнения. Литовский фотограф и многократный призер ежегодного конкурса пресс-фотографов «Lietuvos spaudos fotografija» Рамунас Данисявичус отметил:
«Просмотрев работы, присланные на конкурс, я удивился, обнаружив там много аналоговой фотографии в номинации «Портреты», в историях, где не нужна спешка. Поздравляю! Снимки были продуманные, чувствовалось сердце автора».Комментируя эту номинацию другой член жюри, Артем Чернов, российский фотограф, кинооператор и руководитель онлайн-проекта photopolygon.com отметил, что некоторые серии, представленные в номинации «Портрет» имеет смысл также посылать для участия на World Press Photo и другие международные конкурсы.«Это хороший современный уровень фотожурналистики. Продуманные серии, хорошо снятые, хорошая журналистика, хорошая фотография. Современная. Мне было очень интересно это смотреть. По-моему, очень нестыдно. Очень сильный уровень. Из работ, которые мне очень понравились, я бы отметил съемки про ученых на рабочих местах (серия «Наука это…» Александры Солдатовой, прим. ред.), того же плана съемка - про людей, которые живут в советских интерьерах (серия «Советские интерьеры» Юлии Назаровой, прим. ред.). И все они попали в призеры».Если неспешность и внимание к деталям сыграли хорошую службу беларусским фотографам в одних номинациях, то недостаток фотографий высокого профессионального уровня был очевиден многим членам жюри при оценке одной из основных номинаций – «Новости».
«Очень слабой была важнейшая для подобного конкурса номинация «Новости». Мне было неинтересно ее смотреть, – комментирует Артем Чернов. – Я не верю, что в Беларуси не было новостей, которые интересно было снять. К тому же, часть этих новостей, только плохо снятых, присутствовала и в других категориях. Были три хороших кадра было, они, наверное, в призеры и вошли. И что же это? Все? Так же не бывает!».Причины низкого уровня работ, поданных в новостную номинацию, установить сложно. Обусловлен ли этот факт культурными особенностями беларусов? Слабой подготовкой? Или, быть может, постоянными сложностями, с которыми сталкиваются беларусские журналисты при работе в публичном пространстве? Возможно, истинная причина лежит в сочетании всех этих факторов. Результат – слабые репортажные работы в «Новостях», навязчивое «де жа вю» в номинациях «Традиции» и «Природа», но при этом интересные, высоко оцененные жюри и зрителями концептуальные задумки в сериях, отражающие актуальные исследования беларусской идентичности. Достаточно вспомнить серии-победители номинаций «Портрет», «Повседневная жизнь» и, конечно, обладателя гран-при этого года.Как отмечает член жюри Дафна Энглз, фоторедактор The New York Times in Paris, «Пресс-фото Беларуси 2015» стал для нее уникальной возможностью познакомиться с беларусскими буднями – вне зависимости от того, шла ли речь о политике, искусстве, культуре или социальных проблемах. Подобный взгляд со стороны подтверждает, что конкурс выполняет свою основную миссию – это замечательный способ фиксации событий и имен, оставивших свой след в истории страны за год. Но роль, которую он имеет и всегда будет иметь, представляет гораздо большее значение, прежде всего, для самих беларусов. Это зеркало страны важно не членам жюри, не нашим соседям, не нашим властям. Конкурс пресс-фотографии – зеркало, всматриваясь в которое, мы имеем возможность рассмотреть самих себя. Кто-то увидит там «бабушку и козу», кто-то – молодых, смелых и современных авторов, которыми уже сегодня можно гордиться.