Ман Рэй (Man Ray)
Ман Рэй (Man Ray) - французский и американский художник, фотограф и кинорежиссер. Настоящее имя - Эммануэль Радницкий. Родился 27 августа 1890 года в Филадельфии - умер 18 ноября 1976 в Париже).
Старший сын еврейских эмигрантов (Мейлах Рудницкий и Маня Лурия) из Ковенской губернии. В 1897 году семья переехала в Нью-Йорк, из-за постоянных антисемитских выпадов сменила фамилию на Рэй. В 1908 - 1912 гг. Ман Рэй изучал искусство в Нью-Йорке. Ман Рэй увлекся фотографией Альфреда Стиглица. Благодаря Стиглицу познакомился с европейским авангардизмом. Первая персональная выставка художника состоялась в Нью-Йорке в 1915 году. В 1918 начал всерьез заниматься фотоискусством и кинематографом, экспериментировал с различными технологиями (фотограмма (райография), соляризация и др.). Вместе с Марселем Дюшаном и Франсисом Пикабиа Ман Рэй основал нью-йоркское отделение дадаизма, выпустил первый и единственный номер журнала «Дада в Нью-Йорке» в 1920 году. В 1921 переехал в Париж. Его авторству принадлежит целый ряд известных и ярких дадаистских предметов и инсталляций, созданных как самостоятельно, так и в соавторстве с другими художниками.
Вместе с Хансом (Жаном) Арпом, Максом Эрнстом, Массоном, Миро и Пикассо участвовал в совместной выставке сюрреалистов в парижской галерее Пьер в 1925 году. Снял несколько авангардистских фильмов, а также снялся сам в знаменитом фильме Рене Клера «Антракт». Создал серию известнейших фотопортретов Эрика Сати, Джеймса Джойса, Гертруды Стайн, Жана Кокто, серию ню, для которой позировала молодая художница-сюрреалистка и одновременно подруга Ман Рея, Мерет Оппенгейм. Вместе со своей ассистенткой Беренис Эббот открыл фотографию Эжена Атже, введя его в круг внимания сюрреалистов и более широкой публики.
В 1940 - 1951 годах жил в США, преподавал живопись и фотографию. В 1951 году вернулся в Париж и жил там вплоть до своей смерти. В 1963 году был принят в игровое сообщество авангардистов «Коллеж патафизики», созданное в память Альфреда Жарри. Похоронен на Кладбище Монпарнас. Супругой Мана Рэя Жюльет организован Фонд Ман Рэя, который владеет большой коллекцией его работ и авторскими правами. Дочь Ман Рея Анна Рэй является автором серии популярных книг о своем отце и его знаменитых друзьях.
В 1999 году был признан журналом «Арт-Ньюз» одним из 25 наиболее влиятельных художников XX века.
Автопортрет
Скрипка Энгра
Завуалированная эротичность
Джульет и Маргарет
Мерет Оппенхейм
Черное и белое
Мерет Оппенхейм
Мерет Оппенхейм
Ню
Спящая женщина
Первичность материи над мыслью
Флоренс Мейер
Женщина с длинными волосами
Кики и пленка
Внутренности
Город из электрического портфолио
Рейография
Шелковое платье Ли Миллер
Ню
Профиль и руки
Ножницы и порезанная бумага
Рейография
Маркиза Казати
Слезы
Натюрморт