Ирвин Пенн (Irving Penn)
Ирвин Пенн родился 16 июня 1917 года в Плейнфилде, штат Нью-Джерси. В восемнадцать лет он записался на курс рекламного дизайна к Алексею Бродовичу в Школу искусств при Филадельфийском музее искусств. Одновременно с учебой и постижением основ профессии арт-директора Пенн устроился на лето курьером в Harper’s Bazaar, а затем помогал художнику рисовать эскизы обуви, был подмастерьем.
В 1938 году Пенн стал арт-редактором журнала Лиги Юниоров, а затем - роскошного универмага Saks Fifth Avenue. Но в возрасте двадцати пяти лет, ведомый неким позывом, он уволился и на свои небольшие сбережения отправился в Мехико. Там он целый год занимался живописью, прежде чем окончательно осознать свое призвание. Вернувшись в Нью-Йорк, Пенн он попал на работу к арт-редактору Vogue Александру Либерману в качестве ассистента. 1 октября 1943 года на обложке «Vogue» появилась первая фотография Ирвина Пенна. Эту дату можно считать вторым днем рождения одного из самых знаменитых фотографов XX века.
Для ранних работ Пенна характерно использование разнообразных изобретенных им самим приемов. К примеру, он брал две плоскости, образовывающие угол, и помещал туда свою модель. Пенн объяснял, что смысл этой манипуляции в помещении человека в замкнутое пространство, в котором некоторые чувствовали себя спокойно и в безопасности, а другим представлялось, будто они в капкане или тюремной камере. Ноэль Кауард, герцогиня Виндзорская и Спенсер Трэйси - наиболее знаменитые модели Пенна «углового» периода. Другим таким приемом было использование древнего ковра, найденного им в одном из магазинчиков на Третьей Авеню. Части ковра отличались по тону, поэтому фон мог трансформироваться, каждый раз образуя новые сочетания узоров и цветовых пятен.
Особенно интересна группа портретов, отснятая Пенном в 1948 году во время командировки в Анды, в городе Куско. За несколько дней между рейсами Ирвинг уговорил местного фотографа сдать ему в аренду свою студию. В студии с каменным полом, рисунками на стенах и ковриком Пенн снял 200 цветных и черно-белых портретов местных жителей. Серия «Дети из города Куско» («Cuzco Children») впоследствии была продана за 175 000 долларов.
Помимо фото в Vogue, работы Пенна находятся во многих крупнейших коллекциях, включая Музей современного искусства в Нью-Йорке, музей Метрополитен, галерею американского искусства Addison, Балтиморский музей искусств. В 1958 году журнал Popular Photography назвал Пенна одним из десяти величайших фотографов мира.
Открывая собственную студию в 1953 году, Ирвин Пенн сказал ставшую знаменитой фразу: «Съемка пирожного тоже может быть искусством». Пенн беспрестанно менял оборудование, материалы и методы по мере того как менялся его взгляд на вещи. Однако самым любимым его жанром был портрет. Ирвин Пенн работал самозабвенно, увлекая за собой своих моделей. «Я помню чувство, что отдаю больше чем имею, что в этот момент я был больше чем я есть на самом деле, рассказывал не свою историю, а нечто большее …», - описывал свои ощущения один из фотографируемых.