Грегори Крюдсон (Gregory Crewdson)
Грегори Крюдсон (Gregory Crewdson) родился 26 сентября 1962 года в Бруклине, Нью-Йорк. Когда ему было десять лет, отец взял его на выставку Дианы Арбус в Музее современного искусства, этот ранний эстетический опыт повлиял на решение Грегори стать фотографом. Подростком он был участником панк-рок группы «The Speedies», их хит «Let Me Take Your Photo» оказался пророческим для Крюдсона. В 2005 Hewlett Packard использовал эту песню в рекламе цифровых камер.
В середине 1980х Крюдсон изучал фотографию в SUNY Purchase около Порт Честера. Он получил образование в области изобразительного искусства в Йельском университете. Он преподавал в Sarah Lawrence, Cooper Union, Vassar College и Йельском университете, где занимал пост с 1993 года. Сейчас Крюдсон является профессором в Йельском университете.
Грегори Крюдсон работает в фотографической традиции, которая сочетает документальный стиль Уильяма Эглстона и Уолкера Эванса с похожим на сон видением таких режиссеров, как Стивен Спилберг и Дэвид Линч.
Каждая фотография Грегори Крюдсона - результат труда целых бригад декораторов, осветителей, статистов. Столько усилий затрачивается обычно для съемок полноценного фильма. И все это делается ради одного нажатия на спусковой тросик форматной камеры, которое осуществляет даже не сам фотограф. Его роль - режиссер-демиург, вдыхающий жизнь во все это коловращение. Согласно его замыслу в этом мире дуют ветры, падают снопы света непонятного происхождения, бродят по улицам сомнамбулы. Каждая фотография - застывший фильм со своей историей и своей тайной. Дальнейшее развитие сюжета переносится в сознание зрителя, как в камерный провинциальный кинотеатр.
Фотографии Крюдсона - странные аквариумы с совсем не понятной загадочной жизнью внутри. Пунктум каждой - напряжение внутри полярной пары «знакомое, близкое - непонятное, чужое». Этим они и притягивают - видя привычные аксессуары нашего мира, с головой бросаешься в фотографию - но знакомые фрагменты собираются в загадку, которую невозможно расшифровать. Так бывает во сне. Возникает неясное ощущение тревоги и дискомфорта - триггер, который включает наше сознание для восприятия чистой фотографической энергии. Загадочно здесь все - застывшие позы героев, пучки яркого света, мерцающая зелень листьев, светящее магриттовское небо. В тоже время тут нет ощущения герметического текста - есть ощущение двери перед которой лежит связка ключей задача зрителя - лишь подобрать нужный и выйти в заветный волшебный сад. Реальный, придуманный? Нет ответа...
Пред зрителем оказывается загадочный мир с ампутированным смыслом - собственно это и есть реальность более правдивая чем та, которая нас окружает.
Текст по материалам: photoplay.ru и ru.wikipedia.org