Анни Лейбовиц (Annie Leibovitz) и Сюзен Зонтаг (Susan Sontag)
Союз фотографа Анни Лейбовиц / Annie Leibovitz и писателя Сьюзан Зонтаг / Susan Sontag длился пятнадцать лет - их прервала лишь смерть Сьюзен от лейкемии в возрасте 71 года. Они встретились в 1989 году, когда Лейбовиц решила снять Зонтаг для обложки книги про борьбу со СПИДом.
Еще тогда фотограф заметила, что Зонтаг слишком много критикует ее работы. «Ты хороша, но можешь быть еще лучше», – сказала Зонтаг, и Лейбовиц в прямом смысле слова делала все, чтобы заслужить ее одобрение. Даже отправилась в Сараево во время военных действий 1993 года, где сделала одну из самых грустных своих фотографий - «Велосипед мальчика убитого снайпером» / Fallen Bicycle of Teenage Boy Just Killed by a Sniper.
Союз фотографа и писателя воплотился не только в совместно задуманной и изданной книге портретов Зонтаг - нежных, спокойных, исполненных внутренней силы - но и отразился на всем стиле Лейбовиц, в поиске личного смысла для каждого снимка.
На фотографиях Анни мы видим задумчивую, грустноглазую, немолодую женщину с эффектными седыми прядями, запутавшимися в гриве иссиня-черных волос. Женщина не красится, не молодится, не позирует настырной камере. Она живет, как дышит, словно даже не замечая нацеленного на него объектива - за долгие годы своей славы и романа с Анни она к нему привыкла.
Лейбовиц не боялась смотреть даже в лицо смерти и делала шокирующие кадры – обнаженной Зонтаг в ванне, с отрезанной хирургами грудью, умирающая Зонтаг на больничной кровати, тело Зонтаг на смертном одре. В предсмертных портретах этой женщины нам открывается необъяснимая связь фотографии с параллельным миром. Здесь Свет ведет диалог с Тенью.
Часть из этих фотографий вошла в книгу «Анни Лейбовиц: Жизнь фотографа 1990-2005». Эта книга и одноименная выставка, где снимки звезд висели бок о бок с семейными фотографиями и безжалостной документацией умирания, открыли автора с новой стороны. «До сих пор не знаю, зачем я это делала. Эти кадры я снимала просто в трансе», – вспоминала Анни. В то время как задолго до своей смерти, Сьюзен Зонтаг написала в знаменитой работе «О фотографии»: «Каждая фотография - это «памятка о смерти». Снимая человека, фотограф становится свидетелем его беззащитности перед лицом неумолимого времени».