Робер Дуано (Robert Doisneau)
Робер Дуано (Robert Doisneau) родился 14 апреля 1912 года в Жантийи, пригороде Парижа.
Рано потерял мать, отец вскоре женился во второй раз. Учился на гравера-литографа. Карьеру фотографа начал в Студии графического искусства Ульмана, когда там открыли фотомастерскую. В 1931 году познакомился со скульптором Андре Виньо, устроился в нему ассистентом и погрузился в мир искусства - классическая и современная литература, авангардные течения, философия. Открывает для себя Брассая, Кертеша, Атже.
Первый репортаж датируется 1932 годом. Это была серия фотографий о «блошином рынке», опубликованная в газете «Эксельсиор». В последующие годы работал с журналом «Life», агентством «ADEP», «Рафо». От членства в Magnum Photos отказался, не желая примерять роль фототуриста.
С 1950-х годов имя Робера Дуано становится известным. Его фотографии включают в постоянные экспозиции крупнейших музеев и галерей мира, а фотоальбомы пользуются повышенным спросом, о его жизни пишут искусствоведы и снимают фильмы.
Дуано умер в Париже 1 апреля 1994 года.
Робер Дуано в цитатах
«Я родился в особенно уродливом предместье Парижа. Хотя, что может быть уродливее остальных парижских предместий?».
«Я пытался показать мир, в котором мне было бы хорошо, где люди дружелюбны, где я смогу найти те добрые чувства, к которым всегда стремился. Мои фотографии были доказательством, что такой мир мог бы существовать».
«Возможно, мой глаз гравера заставил меня обратить внимание на эту кирпичную кучу, куда так удачно падал свет» – о своей первой фотографии «Кирпичная груда».
«Это был мир, который я знал и где мне было легко. Чтобы сделать подобный снимок, люди должны принять тебя, ты должен приходить и пить с ними каждый вечер, пока не станешь частью обстановки, пока они не перестанут тебя замечать» - о съемках жизни Парижа.
«Я бы никогда не решился фотографировать людей вот так. Снимки любовников, целующихся на улице, редко когда могут оставаться в рамках закона» - о скандале, связанном с фотографией «Поцелуй у муниципалитета». Жан и Дениз Лавернье, уверенные, что на фотографии изображены именно они, подали в суд на фотографа 80-х годах. На процессе Дуано пришлось назвать имена геров кадра и подтвердить, что это была постановка. Суд был выигран.
«Непослушание мне представляется жизненно важной функцией и должен сказать, что эта черта не принесла мне слишком много неприятностей».
«Я как деревенский дурачок, который убегает в лес, возвращается с птицей в шапке и слоняется повсюду, приговаривая: «Смотрите, что я откопал!». А эта птица неизвестной породы ужасно докучает благородным людям просто потому, что они не знают, как ее классифицировать. Прежде они никогда не видели таких птиц, а потому говорят: «Да, забавно. Теперь иди, поиграй где-нибудь еще, а нас оставь в покое, потому что мы говорим сейчас о серьезных вещах». К сожалению, примерно так выглядит нынче роль фотографа в обществе».
«Больше не будет ни его смеха, полного сострадания, ни его поразительно забавных и глубоких реплик… <> … Никаких повторов, только неожиданность. Но всеобъемлющая доброта Робера Дуано, любовь к людям и скромной жизни навсегда запечатлелись в его творчестве» - запись Анри Картье-Брессона после смерти Дуано..
***
***
«Хлеба Пикассо»
***
Рудольф Нуриев
Виолетт Верди
Катрин Верней
Хореограф Жан Бабиле
Хореограф Регина Шопино
Серии работ Робера Дуано >>>
обсудить на форуме zнята