- Дел много, и это уже хорошо.
- Недавно стало известно о выходе книги «История Европейской фотографии 1900 - 1939». Расскажите, пожалуйста, о Вашей статье в этом издании, как шла подготовка материала?
- Все началось в 2006 году, когда Владимир Парфенок передал мне письмо Сюзанны Лапитковой, сотрудницы Центрального европейского дома фотографии в Братиславе «FOTOFO». Она предлагала принять участие в проекте «История европейской фотографии». Планировалось, что книга будет состоять из трех томов. Начальной датой был заявлен 1900 год, конечной на тот момент был 2000 год. Первый том -1900-1938 год, второй том - 1939-1969 и третий - 1970-2000. Владимир Парфенок, зная, что я занимаюсь и раскапываю историю нашей белорусской фотографии, передал письмо мне. И началась работа. Они присылали свои пожелания, какая должна быть статья, был строго задан объем, сравнительно небольшой. Может быть, они исходили из известного вклада белорусской фотографии в развитие мировой, а может просто от того, что было мало известно про нее. Количество самих фотографий тоже оговаривалось. В итоге, текст получился довольно сжатым. После была достаточно серьезная проверка этого текста профредакцией, которую сделал Вацлав Мацек, профессор кинофакультета Академии искусств в Братиславе, директор Словацкого дома фотографии. Так же было оговорено условие, что все описываемые люди должны были работать на территории Беларуси продолжительное время. Хотя на свой страх и риск я включила Наппельбаума, потому что он имел в Минске студию и работал тут какое-то время. А вот Яна Булгака я не стала включать, потому что он начал заниматься фотографией в 1905 году, участвовал в фотографических конкурсах, а в столь сжатом тексте мне не представилось возможным говорить о таких подробностях. - Про кого еще писали?
- Любая история - это взгляд субъективный. Но без ярких личностей обойтись было нельзя: Замир Юхнин, слуцкий фотограф, наша звезда - Лев Дашкевич, Исаак Соловечик. Рассказывала и про фотолюбителей: Федор Ястремский и Петр Злотников. Из профессионалов упоминались имена Льва Эпштейна, Григория Миранского, Израиля Метра, Моисея Наппельбаума, Викентия Боретти. Временные рамки были заданы с 1900 года, а как известно, мы отсчитываем историю белорусской фотографии с середины XIX века. Мне захотелось ввести европейского читателя в курс дела, поэтому в сносках очень кратко упоминаются имена родоначальников - Станислав Антон Прушинский, он первый открыл дагерротипное ателье на территории Беларуси, и проезжие дагерротиписты, например, Лавр Плахов. Имен здесь не очень много и нельзя было их просто перечислять, нужно было говорить об авторах и их работах. А информацию не всегда можно было легко найти.Подбор иллюстраций тоже был сложным. Вроде бы картинок достаточно, но с другой стороны, много иллюстраций одного автора тоже нельзя было представить. Все картинки наш музей дал на безвозмездной основе. Европейские издания покупают право на пользование фотографиями. В книге перечислены те меценаты, которые предоставили свои изображения бесплатно. Наш музей тоже попал в этот перечень. Так что Беларусь, не смотря на свое достаточно бедное финансовое положение, может выступать в роли мецената. - С каким настроением работалось?
- Ты осознавал всегда важность и ответственность момента, потому что это, по сути, первое издание. Не было сомнений, что Беларусь достойна оказаться в нем. И когда я получила первый том в двух книгах и просто просмотрела материал, представленный участниками проекта, а там собраны все европейские страны, то поняла, что Беларусь смотрится довольно неплохо. Возникла сложность с материалом 1920-х годов, с советским временем, потому что я вплотную не подходила к этому периоду. Все, что было известно на тот момент, когда я работала, нашло свое отражение здесь. Конечно, уже известны новые факты, но время идет и это тоже хорошо.Сейчас готовится второй том. Этот период идет гораздо сложнее, для истории 40-60 лет - не время. И я уже представляю, что ждет третий том. ЯЕго я писать наверняка не буду, потому что это наша современность. 1969 год, вроде время близкое, но очень сложно найти материал. Я очень радуюсь, когда находятся интересные картинки. Но еще бывает, что не все картинки стоит включать. Когда работаешь с фотографией начала века, там все просто: и изображений не много, и выбор осуществить достаточно не сложно. А здесь нужно определить главное, найти какие-то факты, которые кроме как в газетах и в памяти людей нигде больше не сохранились. Поэтому по крупицам вытягиваем отовсюду. Мне очень в этом помогают Юрий Сергеевич Васильев, Евгений Карпович Козюля, они были у руля всех выставок в то время, у руля создания фотоклуба «Мiнск», поэтому очень много помнят. Мы готовили выставку И. Соловейчика, в его фонде очень много каталогов, статей, вырезок, это тоже очень помогло. И Елена Шалимо очень помогает, ее дедушка Владимир Дагаев был известным фотокорреспондентом. А когда я собралась включить во второй том наших фронтовых фотокорреспондентов Василия Аркашева, Михаила Ананьина, Дитлова, столкнулась с проблемой. Оказалось, никто не знает даты их жизни. И если на сайте ZНЯТА есть хотя бы даты рождения, то в Архиве кинофотодокументов в Дзержинске не отслеживается, когда люди уходят из жизни. И благодаря тому, что Елена Шалимо общается с семьей Аркашева, удалось эти даты установить. Некоторых фотографов я нашла случайно через интернет на российских сайтах, потому что они работали в России. И то, что сейчас на ZНЯТА делает Валерий Ведренко, за это ему низкий поклон, потому что эти «Встречи с легендами» помогут писать нашу историю. Только вот некоторые фотографы забывают называть даты, они упоминают только общие события. Я понимаю, что для них это не важно, но для историка и для истории это имеет огромное значение. Поэтому такая просьба к ним очень большая: обращайте внимание на даты, уточняйте, когда это было. Сейчас даже и зацепится не за что. - Где и как можно будет увидеть эту книгу в Беларуси?
- Организаторы проекта «История европейской фотографии» планируют сделать презентации книги во всех странах-участницах. Я знаю, что совсем недавно презентация прошла в Испании. У меня они интересовались, как это можно организовать в Беларуси. После разговоров с разными людьми мы остановились на кандидатуре Сергея Плыткевича и издательстве «Рифтур». Подробностей я не знаю, но надеюсь, что в ближайшем будущем мы сможем увидеть эту книгу благодаря Сергею, издательству и белорусскому общественному объединению «Фотоискусство».- Какие еще планы кроме книжки?
- Очень много планов. Несколько дней назад мы вернулись из Варшавы с представителями Польского института. Польша - развитая страна в плане культуры отношения к фотографии, ее хранения. Нас пригласил Фонд «Археология фотографии». Это молодой фонд, он был создан в 2008 году, но они уже обладают рядом интересных фотографических архивов, которые им передают наследники фотографов. Один из них - архив известной польской фотографини Софьи Хоментовской. Она из Беларуси, родилась в Пинске, княжеского рода, урожденная Друцкая-Любецкая. В Пинске было родительское имение, там же она научилась фотографировать, снимала исключительно Лейкой. И вот этот огромнейший архив, порядка 2000 негативов, передали родственники Софьи Хоментовской из Аргентины. Сотрудники фонда занимаются сейчас его оцифровкой. В нем очень много снимков Полесья 1930-х годов. Есть просто уникальные кадры, не просто фиксирующие полесских жителей, а именно художественные. В конце 30-х годов Софья уехала в Польшу, стала работать редактором женских журналов и активно делала выставки в Варшаве, получала награды и стала известной. После войны она снимала, как люди возвращаются в Варшаву, как живут в разрушенном городе. Потом много путешествовала по Европе, и это тоже есть на ее снимках. Представители Фонда хотят привезти выставку Хоментовской к нам. Будет порядка 100 фотографий, часть из них мы планируем показать на большом экране. В рамках этой выставки наши польские коллеги хотят организовать несколько семинаров для всех желающих, чтобы научить людей работе с домашними архивами. Каждый человек, у которого есть семейные альбомы, может придти во время работы выставки и узнать, что нужно делать с фотографиями, как их сохранить. Там будут работать польские коллеги и сотрудники нашего музея. В Фонде, помимо архивов известных фотографов, работают еще и с семейными архивами. В ноябре-декабре наши польские коллеги предложили организовать выездной семинар для наших специалистов к ним, чтобы они обучили их тому, что знают сами. Важно у нас тут найти таких людей, кураторов фотографических коллекций, которые полученные знания смогли бы распространить и продвинуть здесь.Это международные проекты. Еще есть такой проект небольшой, о котором мечтает все фотоискусство - антология белорусской фотографии. Не сказать о нем тоже нельзя. Надеюсь, что это случится, для этого тоже много сделано. Так что вот такие у нас дела, много всего, главное, чтобы всех на все хватило. Потому что иногда такое чувство, что нужно клонироваться. Помимо же этой работы существует музейная, целый отдел письменных и изобразительных источников. Недавно к нам пришло очень хорошее поступление, которое я сейчас активно описываю. Дочка Александра Сергеевича Дитлова, Ольга Дитлова, передала нам в музей ценный подарок - архив своего отца, но не весь, а часть. Военная часть попала в Музей истории войны, негативы - в Архив кинофотодокументов, а послевоенные фотографии и личные вещи попали к нам в Национальный исторический музей, поэтому мы теперь заняты обработкой этой коллекции, чему очень рады. И я, как автор статьи Европейской фотографии, очень обрадовалась, потому что несколько снимков этого автора тут же попали в книгу.Спасибо, Надежда, за беседу. От всей души поздравляю с выходом книги, это очень значимое событие для истории белорусской фотографии. Желаю успешной реализации всего задуманного и творческого вдохновения.Беседовала: Таня Федоренко
Фото: Оля Шукайло
обсудить на форуме zнята