Сергей Балай
Женщина демонстрирует своего кота во время праздника-конкурса «Кошка на окошке» в одном из самых старых микрорайонов Минска — Осмоловке. Минск, 18 апреля 2016 года.
Год был длинным и продуктивным, я закончил два долгих фотопроекта, но среди фотографий, сделанных мною в 2016 году, лучше всего запомнилась именно эта. Прогулка по апрельской Осмоловке, коты и кошки, ощущение довоенного Минска среди двухэтажных домиков и момент, который сложился в доли секунды. Не пролети голубь – фотография осталась бы заурядной: с улыбающейся бабушкой и ее милым котиком. Максимум – несколько шуток по поводу старой девы и ее кота. Птица сделала момент взрывным, живым, показав всю охотничью сущность кота.Даша Бубен
Radio Marija, январь 2016, Варшава
Jestem (Я есть), январь 2016, Варшава
Фото из проекта «Self Religioned»
Дмитрий Брушко
Фото снято 3 июля 2016 года, во время праздничного салюта в День Независимости Беларуси у стелы «Минск - город-герой». Если говорить о съемке салюта, который проходит ежегодно три-четыре раза в год в столице, то визуально эта площадка довольно скудная. Возле нее нет красивых и высотных сооружений или возвышенностей. Соответственно, приносить оттуда красивые общие планы представляется очень проблематично. У фотографов, идущих туда, одна надежда - на людей. И вот, пойдя в очередной раз на съемку салюта, мне совершенно не захотелось лезть в толпу людей, которые проходят досмотр. Прелести досмотра и толпа людей, что может быть романтичнее во время праздника? Конечно их отсутствие. Встав на возвышенности у «Славянского квартала» я дождался салюта, в кадре чего-то не хватало... Не хватало первого плана. Опустив глаза я друг обнаружил парня с бумажной короной из Burger King, который смотрел салют в небольшой компании, свободно расположившейся на газоне. Долго не думая я подошел поближе, одел свой любимый 35 mm и присел, для того чтобы скомпоновать кадр. Через минуту к нему подошла девушка с такой же короной, они обнялись и вдвоем смотрели на залпы салюта еще пару минут.
Надежда Дегтярёва
Снимок сделан июльским вечером в Авлабаре – старинном одноэтажном районе Тбилиси. Сделав довольно неплохую фотографию бегущих по улице мальчишек, я почувствовала, что за мной наблюдают. Обернувшись, я увидела в окне за занавеской пожилую женщину. Цветочный орнамент на тюле создавал иллюзию, словно на ее голове фата и свадебный венок. У меня было всего пару секунд, чтобы сделать снимок, потом женщина скрылась в глубине комнаты. Эту фотографию я считаю одной из своих самых лучших. Когда смотришь на нее, то хочется размышлять о молодости и старости, жизни и смерти, одиночестве и любви.
Наталия Дорош
После продолжительной летней жары мечталось только о прохладе и дожде. 3 июля возвращались с мужем после воскресной службы из Жировичского монастыря домой, недалеко от Волковыска заметили, что на небе появились грозовые тучи, стало сумеречно, поднялся сильный ветер. Сделали остановку на обочине дороги, чтобы, наконец, вдохнуть прохладного воздуха. Муж сказал, что ему нужно отдохнуть от руля и он хочет пройтись босиком по пыльной деревенской дороге. В момент его прогулки я и сделала этот кадр. Живительный ливень на нас обрушился, когда мы снова были в пути.
Сергей Михаленко
Беларусь, январь 2016 года.
Я люблю ездить. Просто сесть в машину и поехать куда-то из города. В дороге я получаю заряд энергии просто от того, что еду и от ощущения того, что впереди может быть что-то интересное. У меня есть друг, с которым мне комфортно в таких поездках. С ним интересно говорить, его интересно слушать. Он дизайнер. И вот в одну из таких поездок мы задались вопросом - почему в беларуском дизайне так мало местных мотивов. Ведь у нас осенне-зимний период занимает продолжительное время, в которое снег и монотонность становятся основной картинкой. Но это практически не встречается в беларуском дизайне, очень жаль.
Так мы ехали, рассуждали и не нашли ответа, а впереди нам открылась очередная прекрасная картина зимней дороги.
Валерий Ведренко
В последний день 2016 года - 31 декабря не сиделось дома. «Праздники» давно не отмечаю и новогодняя суета для меня не в радость. Решил на пару часов поехать в Вязынку. Ничего интересного не снял, но когда вышел на мост через канал - два лебедя плыли прямо мне на встречу. Никогда, за 4 года съёмок в Вязынке, я не видел лебедей. Из нескольких кадров выбрал этот.
Сергей Гапон
Метеор пересекает ночное небо над статуей Иисуса Христа в деревне Ивье около 125 км к западу от Минска.
Фото сделано в ночь с 12 на 13 августа 2016 года, на которую пришелся пик активности метеорного потока Персеиды.
Для съемки у меня был очень ограниченный участок неба, так как с одной стороны статуи возвышается костел, а с другой - деревья. Чтобы убрать ненужные объекты из кадра, пришлось снимать на длиннофокусный объектив (в данном случае 160мм). Это еще больше урезало рабочую область неба. И шансы, что звезда пролетит именно в этой части, были близки к нулю. Но мне повезло. Поток был очень интенсивным, и я смог сделать даже три-четыре фотографии со звездой в кадре. Выбрал лучшую. Она и стала украшением ленты Агентства.
Виктор Гилицкий
Олег Дулуб, тренер футбольной команды «Крумкачы», благодарит трибуны за поддержку, покидая поле после разгрома минского «Динамо» со счётом 4:1.
17 мая в рамках 8-го тура чемпионата Беларуси по футболу состоялась встреча команд «Крумкачы» и «Динамо Минск». Играли на стадионе футбольного клуба «Минск» при полном аншлаге. Интерес к матчу подогревался задолго, «Вороны» остаются в центре внимания болельщиков, специалистов и людей, далеких от футбола. Дебютанты идут вверху турнирной таблицы и держат аудиторию на домашних матчах на отметке больше тысячи человек. Стали поговаривать, что с такими темпами они обгонят вечно амбициозное «Динамо», клуб с традициями и историей.
В итоге «Крумкачы» разгромили минское «Динамо» со счетом 4:1 и вышли на второе место. Главный тренер «воронов» Олег Дулуб известен как один из лучших специалистов в области тактики и постановки игры. Он разложил игру соперника и нажал на болевые точки: четыре удара в створ ворот «Динамо» и четыре гола - потрясающая эффективность.
Алексей Матюшков
Реальная Беларусь. Репортаж с паромной переправы
Это история о сильных людях, которые работают на небольшом пароме. Когда весной сходит лед, они помогают людям переправляться на Снядин — деревню-призрак на другом берегу.
Паромная переправа — это убыточное предприятие. И вместе с тем, гарантированно бесплатное. Так было всегда и так будет дальше, говорят паромщики, которые честно делают свою работу. Они все по-прежнему почему-то верят во что-то — те, кто везет, и те, кого везут. И веры в глубинке еще много, почти как воды в реке. (Весь репортаж тут >>)
Павел Осипов
Проект Social Landscapes
Минск, лето 2016
Евгений Отцецкий
Наверное, это не самая лучшая фотография за год, зато самая показательная. Она объединила в себе все начинания и опыт прошлых лет, она объединила всё то, что я люблю. Конечно, здесь есть история, здесь есть человек и есть город, и, безусловно, во всём этом есть жизнь, что так важно для меня.
Этот снимок сделан 6 августа во время фото-тура в Вильнюс. Именно в 2016-м я реализовал идею организовывать фото-путешествия за пределы Беларуси, что переросло в новые открытия, знакомства и приключения. Фотография сделана со штатива и на средний формат, сочетание, к которому я редко прибегал, но которое стало моим верным спутником в этом году. Это не снимок моей мечты, но это верная ступенька к той фотографии, которой я хочу заниматься. Ведь ничего не может быть лучше для автора, чем ощущение движения, а также того, что ты находишься на верном пути.
Татьяна Зенькович
Сборная Беларуси по художественной гимнастике в групповых упражнениях выступает на Олимпиаде-2016 в Рио-де-Жанейро, Бразилия, 20 августа 2016 год.
В этом году для меня одним из важных и эмоциональных событий была съёмка Олимпиады в Рио. А т. к. художественная гимнастика - один из моих самых любимых видов спорта для съёмки, то два дня «художки» были для меня праздником, который я с удовольствием вспоминаю.Данила Парнюк
Паламос, Каталония, 13 февраля 2016
Сергей Кожемякин
«Флорентийская конная полиция». Италия, 2016 год
Вадим Качан
Это даже и не совсем снимок, это промежуточный результат моих неудачных экспериментов с негативами которые делал в далеких 80-х годах. Но ведь не выбросил тогда, а заботливо положил в конверт, что-то остановило.
В этом году я закончил сканировать свои негативы 80-х годов прошлого века.
Два с половиной года потратил на это.
Нужно сказать, что дважды мог потерять пленочный архив.
Первый раз когда в в 1990 году принял решение уйти из фотографии и стал выбрасывать на свалку, в мусорные контейнеры фотографии и даже выбросил часть негативов, прежде чем пришел мой друг и уговорил положить оставшееся на антресоль «до лучших времен». Что и было сделано.
А второй случай произошел уже в этом году на Кипре.
И не с самими негативами, а с цифровыми сканами с них.
Приехав на такси к дому, где мы с женой арендовали квартиру, обнаружил, что среди вещей нет сумки с ноутбуком. А вместе с ним лежали два внешних диска на которых записаны сканы с пленок. Результат двухлетнего труда.
Такси не догнал.
Хозяева предложили поехать в аэропорт и найти там таксиста.
Когда ехали с женой на машине, раздался звонок - сумка с ноутбуком и всем содержимым нашлась и ждет меня в полиции.
Чем дорог или вернее важен мне этот снимок?
В начале восьмидесятых я пришел в творческую фотографию.
Снимок напоминает мне меня самого.
Пойманного, в далекие уже времена, светом фотографии.
Анна Иванова
Поездка в Донецк, март 2016. Покидаем район аэропорта, где оставили в 21 больнице гуманитарную помощь - несколько коробок с лекарствами и предметами гигиены. Двигаясь по навигатору, едем в центр Донецка другой дорогой и вскоре упираемся в разбитый Путиловский мост. Едва я перелезла на другую сторону моста, как подъехал автомобиль и вооруженный мужчина закричал в переводе с матерного на литературный язык: «Пожалуйста, уезжайте отсюда быстрее — сейчас по вам начнут стрелять!»
Это был первый кадр про ДНР.
Максим Сарычев
Я сделал эту фотографию весной 2016 года на месте бывшего концентрационного лагеря для военнопленных и гражданского населения «Дрозды» (Минск). Лагерь просуществовал всего несколько месяцев летом 1941 года, за это время от голода умерли около 10 тысяч человек. В советское время здесь было совхозное поле, где выращивали овощи и пшеницу. Сейчас это неуютный пустырь с гаражами и заброшенной военной частью.
Рыжая собака с фотографии шла за мной все время, что я был там. Она была рядом, не упускала меня из виду, но и не подпускала к себе. Ждала, когда я останавливался сделать кадр. Я не знаю почему она привязалась. Может быть ей хотелось тепла, а может она чувствовала мою тревожность и хотела помочь. Ей это удалось, надеюсь мне тоже.Александра Солдатова
В этом году самые серьезные открытия случились со мной в работе с видео. Если же говорить о фотографии, наиболее важными стали работы, сделанные вместе с коллективом ЛЁД. Проект «Приобретенный рефлекс» был показан в рамках Месяца Фотографии в Минске. Это сложносочиненные работы, в которых самым затруднительным и одновременно интересным была, пожалуй, встреча с собой и собственным окружением.
Евгений Ерчак
Арт-группировка под предводительством художника Руслана Вашкевича провожает в последний путь Год культуры возле пункта сдачи и переработки вторсырья на полигоне «Северный» в окрестностях Минска, 28 декабря 2016 года.
Юрий Бирюков
2016-й год был очень щедрым на впечатления. Тысячи километров по Азии и Африке, встречи со странными и удивительными людьми, необыкновенные ландшафты. Были в этом году и Непальские Гималаи, и пустыня Гоби, и монгольские шаманы, и остров Мозамбик, и водопад Виктория. Много фотографий, и трудно выбрать самое-самое. В результате я остановился на той, что напоминает, пожалуй, о самом ярком эпизоде из путешествий по Южной Африке в июне 2016. На фотографии человеческий череп в горах Чиманимани на границе Зимбабве и Мозамбика. Эти мало кому известные горы оставили сильнейший след в мой душе… Несколько дней я ходил один по горным тропам, фотографировал водопады, кипятил желтую воду из ручья с насекомыми, ночевал в пещере в спальнике, просыпался от странных шорохов в ночи, хватался за нож… За несколько дней встретил только двух человек - добродушных чернокожих пограничников, которые угостили чаем. Но больше всего горы Чиманимани впечатлили меня необыкновенной тишиной. Казалось, даже птицы, даже ветер здесь боятся нарушить молчание. И это тем более удивительно, когда знаешь, что еще несколько десятков лет назад здесь шли ожесточенные бои между правительственными войсками Мозамбика и партизанами. Все перевалы и тропы были заминированы, поэтому перевал в сотне метров от места на снимке называется «Перевал скелетов». Об этих временах напоминают черепа и кости людей, которые лежат здесь иногда среди камней. Удивительное место, страшное и прекрасное. Была война, а сейчас необыкновенные закаты и молчание.
Александр Саенко
Одельск, Гродненская область, 13 марта 2016 года.
Трещина в асфальте на фоне одинокого дерева
«Когда будет срублено последнее дерево, когда будет отравлена последняя река, когда будет поймана последняя птица, - только тогда вы поймете, что деньги нельзя есть».