Здравствуйте, Катерина. Как ваши дела?
Дела хорошо – в новогодние праздники и каникулы у коммерческого фотографа значительно больше работы.
В планах – показать личные, не коммерческие снимки, которые были отсняты в прошлом году. Это фотографии моих дочерей. По-моему, получилось что-то отличное от того, что вы могли видеть. Как мне кажется, раньше снимки были более лиричными, сейчас же они – сюрреалистичные.
Как давно вы занимаетесь коммерческой фотографией?
Коммерческими съёмками я занялась год назад. Фотографией увлекаюсь давно, а вот снимаю для людей совсем недолго. Я пошла на риск, оставив работу, ведь никто не давал гарантий, что у меня что-нибудь получится. Карьера коммерческого фотографа началась с семейной фотографии. Здесь всё очень логично, так как из-за дочерей в моём круге общения появилось много других матерей, которые и захотели, чтобы я поснимала их семьи. Вот свадебной фотографией я никогда не планировала заниматься. Люди сами вышли на меня. Я спросила – почему, ведь я никогда раньше не занималась такой съёмкой, — сказали, что им понравился стиль. Как и в семейной фотографии, мне нравится работать с людьми и их взаимоотношениями. А в свадебный день пара уже настроена по-особенному. Поэтому снимать свадьбы, как оказалось, мне очень нравится.
Помимо творческого потенциала, в коммерческой съёмке реализуется мой бизнес-опыт, потому что в свадебной фотографии очень важна организация и ответственность, а я люблю хорошую подготовку.
У вас есть стратегия, которой вы придерживаетесь?
– Любое бизнес-дело – это процесс, который требует и усилий, и навыков. В общем-то, я использую знания, приобретённые на предыдущей работе: изучаю, что интересно людям, чего они хотят, сравниваю с тем, что я могу предложить. Это искусство уметь фотографировать и продавать себя. Искусство в том, чтобы за отведённое время выдать качественный материал. И конечно же, я стараюсь выдавать не просто хороший контент, а тот, который будет отличаться от других. Свой стиль – это то, к чему я стремлюсь.
Наряду с цифровыми изображениями вы часто предоставляете своим заказчикам отсканированные плёночные работы. Аналоговая фотография в коммерции – это ваш стиль?
– Фотографии, сделанные на плёночную камеру, я предоставляю заказчикам в общем ряду с цифровыми. Иногда обращаю внимание на отличия между этими способами съемки и результаты, которые получаются: насколько на аналоговом изображении другая пластика, цветопередача. Хотя, по большому счёту, я не считаю, что плёнка – панацея. С этим материалом мне, как фотографу, интересно работать. А с точки зрения результата, что если снимать на плёнку, то кадр априори хорош, – такое мнение считаю ущербным.
С чего началось увлечение фотографией?
– Как и у многих мам, когда рождается ребёнок, появляется желание его запечатлеть. Вот и у меня так же: я начала снимать, когда ушла в декрет. К тому же мы проводили много времени на природе, где не было ни телефонной, ни интернет связи, но была хорошая, собранная мной библиотека, в которой в том числе были книги по фотографии. Так я стала погружаться в эту сферу.
Сейчас я продолжаю фотографировать своих детей, потому что снимать хочется, а для этого нужны модели. А дети вот они, рядом, и я могу делать с ними всё, что задумаю, или они сами могу подавать мне идеи.
Я пользуюсь их доступностью. Потому что просто увлечение детьми и их взрослением переросло в форму моего самовыражения посредством их фотографий. В какой-то момент просто семейная фотография стала ещё и творческой, когда ребёнок отошёл на второй план, а на первый выступила я как художник.
Как ваши дети относятся к тому, что они постоянно в объективе?
– Недавно одна из дочерей сказала: «У всех мамы как мамы, а у нас фотограф». Им никогда особенно не нравилось позировать. Что-то я делаю с их подачи. Но девочек раздражает, когда они играют, а я начинаю что-то корректировать. Иногда, чтобы снять то, что интересно мне, я прошу их помочь за конфеты. Детям хочется, чтобы я отложила камеру и поиграла с ними.
Девочкам нравится находиться с другой стороны камеры – они знают, что такое выдержка и диафрагма, пробуют фотографировать сами, после чего со старшей дочерью мы анализируем композицию на её снимках. Этим летом она сделала свою первую фотосессию со мной. Кстати, после этого дочь стала гораздо лояльнее относится к тому, что я её так часто снимаю.
Спасибо, Екатерина, за интересную беседу!
Беседовала: Вероника Вельб
Фото: Анна Шарко, Екатерина Кузьмичёва
«Как дела?» с Дмитрием Рухленко: «Я сам решаю: что снимать, как и когда»