«Как дела?» с Екатериной Гуртовой: «Фотография начинается тогда, когда человеку есть что сказать»

«Как дела?» с Екатериной Гуртовой: «Фотография начинается тогда, когда человеку есть что сказать»

Как рождаются новые авторы, роли учителя и что изменилось на факультете переподготовки Института журналистики по специальности «Фотожурналистика» за последнее время, рассказала фотограф и преподаватель Екатерина Гуртовая.


‒ Екатерина, как ваши дела?

‒ Спасибо, хорошо! Веду занятия на журфаке ‒ их сейчас довольно много, также печатаю черно-белые фотографии в темной комнате.

‒ Расскажите, пожалуйста, почему вы выбрали именно аналоговую фотографию, и когда начали заниматься творческой?

‒ Когда я училась на факультете журналистики, мы изучали аналоговую фотографию, проявляли плёнки, сами печатали снимки в лаборатории. «Цифра» надвигалась на нас очень медленно и пришла только спустя несколько лет, но когда это произошло, для меня стало понятно, что после того, как попробуешь аналоговую фотографию, невозможно отдать предпочтение цифровой. Цифровая фотография хороша на мониторе, но если идет речь об отпечатке, то, на мой взгляд, аналоговый выглядит более живым и волнующим. Вообще, моя фотографическая жизнь протекала вне стен журфака, творческой фотографией я начала заниматься в фотоклубе «МіНСК» в начале 2000-х, где и происходило все самое интересное.

‒ В фотоклубе у вас появился наставник? Для вас важен был учитель, или можно было добиться всего собственным путем?

‒ Для меня оказались важными в жизни Виктор Журавков и Альберт Цеханович, которые тогда преподавали в студии фотоклуба, а также люди, с которыми я тогда вместе училась и снимала. Важно было вместе с этими людьми общаться, проживать повседневные эпизоды, ездить на пленэры. Неизгладимое впечатление производили какие-то, на первый взгляд, ничего не значащие ситуации. Так, например, в первое время я приносила в фотоклуб распечатанные цветные пленки и показывала их Альберту. Помню, что он терпеливо просматривал эти стопочки фотографий и ничего не говорил, не произносил ни слова: ни одобрения, ни критики! Это было лучшей школой в моей жизни. А однажды я сказала Виктору Журавкову, что все технологические процессы аналоговой фотографии, которые он с бесконечным терпением демонстрировал, мне очень интересны, но я, к сожалению, не успеваю этим заниматься ‒ в то время на третьем курсе журфака у меня были огромные списки литературы, рефераты... На это Виктор ответил: «Раз у тебя нет времени на фотографию, то, возможно, она тебе и не очень-то нужна». Конечно, это была волшебная фраза, которая дала мне толчок на много лет вперед.


Фото из коллективного проекта «Одиссея», 2016 год/Фотограф: Екатерина Гуртовая

‒ А вы знакомите своих студентов с творческой стороной фотографии?

‒ Конечно, потому что журналистика невозможна без творчества, и поэтому я стараюсь сформировать у студентов какое-то новое понимание журналистики, чтобы они делали что-то большее, чем то, что есть сейчас в наших газетах и журналах. Однако «Фотожурналистика» является дисциплиной кафедры печатных СМИ, поэтому мы должны понимать, что на факультет отбираются пишущие ребята, и только единицам на самом деле интересна фотография.

‒ Но кто-нибудь из них уже начал осознанно заниматься фотографией? Наблюдали вы рождение новых авторов?

‒ Я бы сказала, что на журфаке студенты начинают только интересоваться фотографией, а авторами становятся позже. Рождение автора – процесс мало предсказуемый, как и почему это происходит, на самом деле никто не знает. Интересен вопрос, кто есть автор в фотографии? Это не обязательно человек, посетивший крутые курсы композиции, освещения, большое количество мастер-классов… Новый автор ‒ это человек, у которого есть свой особенный взгляд на мир. Фотография начинается тогда, когда человеку есть что сказать. А технология потом подбирается под уникальное видение. Иногда случается, что на первом курсе ко мне приходят одаренные ребята, которые могут взять в руки фотоаппарат, еще целиком в нем не разобравшись, и сделать хорошие снимки. У них природное чувство композиции, света, поэтому ты начинаешь думать, что этот человек может когда-то стать замечательным фотографом. А потом этого вдруг не происходит: эти же студенты приходят ко мне уже на третьем курсе и говорят, что у них вроде бы все хорошо, но они не знают, что именно снимать. Получается, что формально можно в совершенстве владеть всем фотографическим инструментарием, но реально не быть автором. Автор ‒ человек цельный. Сейчас очень модно говорить об индивидуальности, так вот если посмотреть на этимологию слова «индивидуальность», то оно означает «неделимость». Индивидуальность ‒ это цельность. Индивидуальность не собирается как конструктор, это не набор внешних действий. Человек рождается цельным ‒ и это нужно обнаружить, что является преимущественно внутренней работой.


Фото из коллективного проекта «Одиссея», 2016 год/Фотограф: Екатерина Гуртовая

‒ Сложно ли критиковать фотографии, которые вам приносят студенты?

‒ Конечно. Особенно в группе фотожурналистов на факультете переподготовки, где занимаются взрослые. Это вообще самая сложная, но в то же время и самая интересная группа! Первокурсники же после школы редко обижаются, они в основном очень веселые, чувствуют в себе перспективу, в голове одна любовь – им не до обид. После курса фотографии некоторые признавались на зачете, что удалили много фотографий из социальных сетей, поскольку они перестали считать их удачными ‒ это тоже хороший результат.

Семь лет назад в Институте журналистики на факультете переподготовки открылась специальность «Фотожурналистика». Для чего она была создана и как работает сейчас?

‒ Сегодня человек, занимающийся фотографией, может получить высшее образование и приобрести определенный статус. До этого фотографы имели возможность получить только среднее специальное образование в колледже, и, конечно же, создание специальности в высшем учебном заведении ‒ было большим шагом вперед. На факультет переподготовки приходят совершенно разные люди: группа собирается как из ребят, которые только-только купили фотоаппарат и даже не научились еще определять экспозицию, и уже взрослых людей, имеющих огромный опыт в фотожурналистике. Работать с такими группами очень сложно, потому что у нас нет разделения ни по возрастам, ни по опыту ‒ приходится искать золотую середину. Мне кажется, что сегодня в обучении фотографии важна не столько передача информации – ведь сейчас что угодно можно найти в интернете ‒ сколько, во-первых, создание благоприятной среды для внутренней работы фотографа, а, во-вторых, управление вниманием. Иногда мы чего-то не замечаем среди обилия информации, а, может быть, это и есть самое важное.

‒ Изменился ли преподавательский состав? Павел Осипов, насколько я знаю, еще в Китае. Кто его заменяет?

Павел уже вернулся, а его заменял Максим Гупинец. Я надеюсь, что он будет дальше у нас работать, поскольку он не только прекрасно разбирается в современных фотографических технологиях и доступно об этом рассказывает, но также полон энергии, одним словом ‒ вдохновляет всех, даже тех, кому всегда было сложно разбираться с техникой. К преподавателям также присоединилась талантливая Ольга Мороз. Она, как и Максим, выпускница Факультета переподготовки, и у студентов тоже самые положительные отзывы о ней, потому что Ольга как раз и есть цельная фотографическая личность и чуткий человек.

‒ В январе 2018 года вы заняли 2 место в конкурсе PF-фотографии, какие впечатления?

‒ В конкурсе PF поучаствовала, потому что в этом году напечатала PF-ки, а победа Виктора Бутры для меня была бесспорной ‒ когда я увидела его работу, сразу в нее влюбилась, даже не зная, кто автор. Она чудесна!

Беседовала: Анна Шарко


Читайте также:

Благодарим за поддержку магазин фототехники в Минске fotosale.by