«Большой новогодний фотопроект»
в Национальном центре современных искусств Республики Беларусь.
Раз! Почему только фото? А вам для души, либо для ума? Всё в мире давно уже стало фотографией, а душа требует праздник. Когда-нибудь непременно отыщется человек, который соберет коллекцию гифок, мемов, и прочих милых картинок с незатейливым текстом, коими юзернеймы обмениваются онлайн по поводу и без оного у всех на виду. «Интересно, что в соседней Германии такие письма считались слишком откровенными и непристойными. Можно сказать, что почтовая открытка посодействовала изменениям стереотипов поведения и большей демократизации общества. Она стала очень популярна среди молодежи и других малоимущих слоев населения». И друзей отмечали, писали комменты. Ручками. Ну, или карандашами, чернильными перьями. Отправляли назад «открытое письмо» с ответными. Дмитрий Серебрянников собрал и показывает как есть. Местами с целыми историями переписки. Это вам не скриншоты печатать. Здесь есть аверс и реверс и чей-то почерк (кто не утратил навыка читать манускрипты?) и отпечатки пальцев. Фантазия авторов изображений, почтовые, типографские штампы. История – одним словом.
Два! «Семейный альбом» – «Когда ёлки были большими». Владимир Парфенок, куратор, как бы оправдываясь, рассказал, что в декабрьской суете не успели сопроводить фотографии подписями: кто, когда, где. Обещал всё исправить. Хочется думать, обманет. Потому что, кто видел семейный альбом старше 20 лет с педантичными аннотациями? Как же рассказы? «Это тётушка N в детском саду», или видеть малознакомого строгого дядьку в костюме зайчика. Чья-то здоровая самоирония показать свои юные фото всегда достойна похвал. Но не больше, чем скромность. Лучше – игра. Подписи, тексты все взять и перемешать. Найди описание к фото. Иначе хоть святые писания Зонтаг и Барта цитируй. Всё одно понапридумывает себе зритель апокрифических баек на толстую книжку. И будет решительно прав. Выставочное пространство наделяет предметы концептуализмом. Особенно, когда его, концептуализма, не было первоначально. Любительский снимок сам по себе – это просто «в домашний альбом». Целый зал таких снимков – простите, полноценная типология, срез, проект, что хотите сугубо профессиональное.
Три! «ProЁлки». Цифра, пленка и гуммиарабик. Одиночные, серии. Вся палитра эмоций и настроений, намеков, смыслов и форм. Авторская творческая фотография, разнообразная, как публика в зале в вечер открытия выставки. Личные высказывания, подобранные в антологию. Это подчеркивает индивидуальность произведений – каждого по отдельности в обрамлении соседних. Предлагает остановиться и внимательно рассмотреть. Включает игру сольных партий. В восприятии близко-не близко, нра-не нра, studium-punctum.
Ёлочка – гори! Три времени. Или сколько их там? Фотография, но не только она. Разные техники фотографии. Разное фотографирование и восприятие. Ретро открытка об Интернете. Актуальный концептуализм домашних альбомов. Игры творцов. Новогодний карнавал с хороводом и масками, где всё притворяется чем-то и кем-то другим, постоянно меняясь ролями. Чтобы скорее запутались и перестали рефлексировать хоть ненадолго. Праздники ведь на носу! Вечнозеленые ёлки. А хрюшка, та самая, если верить Дмитрию Серебрянникову, «100 лет назад - основной символ наступающего года. Не восточный! Символ житейского благополучия».
Так что всем пузатых копилок!
Текст и фотографии © Александра Морунова