О прекрасной реке, что направлена вспять

О прекрасной реке, что направлена вспять

«Атмосфера реки создает свой ритм, особое ощущение времени. Окружённый этой стихией, становишься частью ее, внутри неё, и рождается "танец течения", всегда разный, но "однородный". Это танец времени, танец со временем.»
Мария Боне

Отец Памяти хочет танцевать.

Если бы существовало подобие премии «Оскар» за организацию выставок, то Альберт Цеханович, как куратор, уже сейчас оказался бы в шортлисте номинантов. За создание целостного и гармоничного мифопоэтического вербально-визуального трансгрессивного хронотопического (много других умных слов из терминологии колдунов и философов) пространства. Немного иронии здесь для того, чтобы хоть как-то сдержать восхищение. Даже стекла, которые на выставках вечно всё отзеркаливают, вдруг оказались уместны. Того и гляди, как твоя физиономия затеряется среди лиц и пейзажей в пересечениях линий и бликов вне времени. Только тени и свет сквозь прохладную воду будут мелькать над тобой. Один немецкий алхимик и оккультист так и пропал в 1535-м.
Корни. Авторы этой выставки связаны с Любчанскими местами кровным родством. Переплетения сюжетов и судеб. Фотограф Иван Комар, тот, кто вспомнил имя Саввы Сивко, которого фотографировал Савва Сивко, представляет серию автопортретов и портретов односельчан, сделанную в 1959-75-х. Он сам, его земляки и родня, и потомки Саввы Сивко на недавних снимках Альберта Цехановича в родных местах и в Минске, в музее, на фоне того самого фона, с которым работал Савва Сивко. Самолетик – точная копия со старых школьных фотографий, сделанный минским школьником, ровесником тех – из семейных альбомов. Любчанские виды от Ольги Сергеевой в простой вечной манере, только в цвете. Понятия «вид», «панорама» здесь передают объективность в отличие от субъективных «пейзажей». Это есть. Это было. Любой это может увидеть без особенных изменений за ближайшие лет 150. Так и будет без особенных изменений.
Память. Мужская версия в цвете. Андрей Воскресенский, гуммиарабик. Интерпретации семейного альбома. Игры со Львом. Отсылки к корням, поколениям, образам генеалогического древа. Лев – сын, наследник и продолжатель здесь главный герой. Память о будущем.
Память. Женская версия в синем. Мария Боне, цианотипия.  Дух реки цвета неба в глазах, чувства и атмосфера. Единение, погружение, глубина. Звезды в воде и прадедова сабля, проекция в прошлое.
That's not the beginning of the end
That's the return to yourself
The return to innocence
Упавшие яблоки поднялись с земли, вернулись на ветки, единорог побежал задом наперед, а вода в Немане потекла к Минской возвышенности.
Все произведения выполнены с использованием авторских фотографических техник. Никакой цифры. Фотография как изображение здесь уступает фотографии как отпечатку, предмету, носителю ауры. Вся выставка – сконцентрированный магизм ручных практик. Замкнутое пространство локальных кровнородственных связей, в которое нет доступа цифровикам и приезжим. Даже будущее здесь обращено в прошедшее время как змей Уроборос.
Люди с черно-белых портретов Костикэ Аксинте получили живые цвета в Photoshop, вырвались из начальных контекстов родины и родства, став персонажами новых компьютерных сказок. Их фотографии – изображения без прописки.  Фигуры и лица – только повод свободной фантазии.
Фотографии Хоментовской так и просятся в Instagram, в  Photoshop. Они, кажется, сделаны в наш контекст.
«Л.К.Л.і Ч.» наоборот – вплетает современность в орнамент ушедших времен. Современные лица рядятся в образы прошлого. Замкнутый цикл бесконечных самоповторений, превращенный в искусство, доведенный до эстетического совершенства. Это очень по-белорусски. В этом схожесть речных культур от Нила до Хуанхэ, от Миссисипи до Ганга. Я тоже по предкам - речной человек.
***
Выставка «Любчанскі край. Людзі і час» работает до 3 февраля 2019 года.




Текст и фото
: Александр Морунов