Баннер

главная о фото статьи Фотожурналистика сегодня: любовь или смерти? По итогам World Press Photo 2015

Фотожурналистика сегодня: любовь или смерти? По итогам World Press Photo 2015


Поделиться

Лучшей фотографией ушедшего года на конкурсе World Press Photo был признан снимок гомосексуальной пары из Санкт-Петербурга, сделанный датским фотографом Мадсом Ниссеном (Mads Nissen). Как визуальная  выразительность, так и сам выбор темы явственно контрастируют с работами-победителями прошлых лет, которые часто вызывали в адрес жюри обвинения в пропаганде жестокости и насилия. Здесь не поднимаются актуальные в 2014 году темы Украины или Ближнего Востока,  беспорядков в Фергюсоне или падения самолета «Малазийских Авиалиний». Эмпатию зрителя автор пытается вызвать не открытой демонстрацией последствий человеческой жесткости, а разговором на простые и знакомые всем темы приватных отношений с близким человеком.

Комментируя выбор сюжета о повседневной жизни влюбленной пары, жюри приводит в описании снимка такие эмоциональные эпитеты как «эстетически мощный», «красивый» и «нежный». Но какова реакция на подобное смещение критериев выбора фотографий в мировом и беларусском фотожурналистском сообществе? Готовы ли те, кто, часто даже рискуя жизнью, посещает горячие точки планеты с фотоаппаратом вместо оружия, согласиться с исторической важностью простого, почти бытового снимка, сделанного ночью в квартире, в спокойной безопасной обстановке? Являются ли приватные вопросы чувственной сферы отдельных людей темой, которую фотографы захотят снимать, а зрители, рассматривая такие снимки – узнавать?

Фотожурналистика сегодня: любовь или смерти? По итогам World Press Photo
Фотография Мадса Ниссена из серии «Гомофобия в России», ставшая победителем World Press Photo-2015

Мадс Ниссен: «Это похоже на современную историю Ромео и Джульетты»

Фотография, ставшая победителем World Press Photo, входит в серию «Гомофобия в России», которую Мадс Ниссен снимал на протяжении двух лет. В интервью British Journal of Photography, рассказывая историю, которая стояла за снимком, он вспоминает свой шок от откровенной агрессии по отношению к сексуальным меньшинствам, считающейся в сегодняшней России нормой. В чем-то именно этот парадокс между «естественной» ненавистью людей и тем фактом, что средой для его проявления является развитая страна в XXI веке, и стал стимулом для документации датчанином историй обыкновенных людей.

«Мы читаем о гомофобии, мы говорим о ней. Но сталкиваясь с гомофобий лицом к лицу и видя, как современная страна совершает открытые нападки на геев… я не знал, плакать мне или бросаться в драку», - рассказывает Мадс Ниссен.

В центре серии находились самые разные аспекты гомофобии в Россси: от проблемы усыновления гомосексуальными парами детей до отношения к этой социальной группе официальной религии. Тем не менее, по мнению Ниссена, ее фундаментом все же должна быть тема любви. «Это похоже на современную историю Ромео и Джульетты, - комментирует фотограф. – где затрагивается проблема свободы быть с тем, кого любишь, проблема выбора оставаться с этим человеком, вопреки всему. […] В основе истории лежит желание, и неважно, как ты воспитываешь своего ребенка, неважно, каким законам ты следуешь, желание слишком сильно. Так просто игнорировать его нельзя».

Фотожурналистика сегодня: любовь или смерти? По итогам World Press Photo
Фотография Мадса Ниссена из серии «Гомофобия в России»

Спокойный снимок Алекса и Джона в петербуржской квартире стоит особняком и в нарративной визуальной линии проекта Ниссена, где большинство снимков выполнены все же в традиционной фотожурналисткой стилистике. Крупным планом представлены окровавленные лица участников демонстрацией, скриншоты видео-роликов, на которых представителей сексуальных меньшинств подвергают жестоким издевательствам. Однако, для артикуляции своего сообщения автор выбрал не фотографии, фиксирующие страдания. Акцент сделан на снимке, представляющем простое право быть вместе с любимым человеком, за которое сегодня сражаются сексуальные меньшинства в России.

«Эта история критикует гомофобию в России. Но на самом деле ее тема более широкая. Гомофобия присуща многим обществам. Я же хотел понять, что я сам думаю о ней, как я смотрю на гомосексуалов. У меня есть маленький сын, Тор, бог грома. Как бы я отреагировал, если бы узнал, что он гей? Так, история для меня имеет личный характер. Но я также думаю, что она сейчас находится на переднем крае темы о правах человека».

Дональд Вебер: «Простой момент, который будет иметь резонанс завтра»

Члены жюри, комментируя снимок Алекса и Джона, о самой проблеме гомофобии и правах человека говорят очень мало. Словно зачарованные визуальными параметрами изображения, они подробно описывают складки на шторе за спиной у пары, стол, анализируют эмоции на лицах мужчин. При знакомстве с подобными отзывами, создается впечатление, что тщательному рассмотрению подвергается не новостная фотография, а произведение изобразительного искусства, работа в гамме кьяроскуро.

Дональд Вебер, канадский фотограф, председатель специального жюри World Press Photo-2015 в номинации «Документальная фотография», так комментирует работу Ниссена: «Мы видим два залитых лунным светом силуэта, золотую штору на заднем плане. […] В этом всем есть какая-то роскошь, начинает хотеться быть с ними там, хочется рассматривать ее, задерживать на ней взгляд. У фотографии есть все уровни: она может вовлечь не только аудиторию фотографа, но, что гораздо важнее, и более широкую публику. Во-вторых, снимок красив и приятен с эстетической точки зрения. И, наконец, он представляет переломный момент, не просто проблему, касающуюся фотожурналистики, а глобальный вопрос, важный для нас всех».

Вебер также подчеркивает тот факт, что подобные фотографии являются примерами как раз иного подхода в фотожурналистике: вместо погони за сенсациями, за экзотическими темами, повод для размышлений можно найти и в повседневности – в чем-то, что находится рядом с нами. Оглянувшись вокруг, запечатлеть «простой момент, который будет иметь резонанс завтра».

Смещение акцента с war porn на более спокойные, глубокие и визуально тонкие, деликатные снимки подчеркивает и Алессия Главиано, главный редактор Vogue Italia и L’Uomo Vogue, председатель специального жюри World Press Photo-2015 в номинации «Портреты». Она отмечает, что фотография-победитель вербализирует «сообщение о любви как ответ в контексте всего, что происходит в мире».

«Сегодня террористы используют графические изображения в целях пропаганды. Мы же должны ответить чем-то более тонким, интенсивным и вдумчивым», - подчеркивает она. Но готово ли общество принять и понять эти многослойные изображения, на которые обращает наше внимание жюри? Или мы, вслед за героем Джейка Джилленхола из фильма  «Стрингер», настолько привыкли к новым правилам игры в жестокие картинки, что наши чувства уже утратили остроту восприятия простых повседневных изображений, а разум сточил способность разбираться в тонкостях аллюзий? Что думают и как оценивают работу Мадса Ниссена представители беларусской фотожурналистики?

Фотожурналистика сегодня: любовь или смерти? По итогам World Press Photo
Кадр из фильма «Стрингер» (2014), режиссер Дэн Гилрой

Сергей Михаленко: «Европейцы явно думают иначе»

Фотожурналистика сегодня: любовь или смерти? По итогам World Press PhotoДля оценки изображений фотожурналистских конкурсов Сергей Михаленко, куратор проекта «Пресс-фото Беларуси», предлагает пользоваться тремя критериями: гран-при World Press Photo должны представлять значимую актуальную проблему или тему, во внимание должна приниматься сложность получения кадра и эстетический уровень фотографии. Работа датчанина, по мнению Сергея, не в полной мере соответствует названным параметрам:

«С первого взгляда работа мне понравилась - красивый кадр, актуальная тема. Но при детальном рассмотрении самой фотографии, прочтении кэпшена все плюсы этой работы начали исчезать. Насколько значительна тема, которую поднимает в своей работе Мадс Ниссен? На мой взгляд, тема сексуальных меньшинств не настолько важна в современном социуме, чтобы уделять ей столько внимания и доводить освещение темы до уровня пропаганды. Европейцы явно думают иначе…

Сложно ли было сделать этот кадр, или его можно отнести к репортерской удаче? Конечно, мало кто в России согласится на такую съемку и публикацию, но ничто не мешало автору сделать этот кадр в Копенгагене. Что касается третьего, эстетического, параметра, то красивый свет действительно создает настроение в кадре. Но на этом, пожалуй, все. В целом кадр воспринимается скорее как театральная сцена - шторы как занавес, вычурные позы героев, работа освещения…»
.

Фотожурналистика сегодня: любовь или смерти? По итогам World Press PhotoФоторедактор портала TUT.BY Сергей Балай также признается, что выбор членами жюри снимка Ниссена стал для него неожиданностью. В качестве победителя он ожидал увидеть другую фотографию, а именно работу Джерома Сессини с полем, куда упал рейс HN-17. Тем не менее Сергей считает, что гран при достался датчанину заслуженно и подчеркивает важность затрагиваемых снимком проблем:

«За небольшой срок, прошедший с момента публикации результатов конкурса, высказывались полярные мнения о выборе жюри и соответствии фотографии высоким требованиям конкурса. Безусловно, это не «Девочка и гриф» Кевина Картера, и проблема, которую автор поднимает в своей фотоработе, не так очевидна с визуальной точки зрения, как фотографии войны и последствий стихийных бедствий. Довелось услышать много мнений о политической ангажированности жюри и выборе спорной, надуманной темы притеснения свобод сексуальных меньшинств в России, постановочном характере снимка и неестественности ситуации, где в такой интимной обстановке фотограф был «третьим-лишним» и о том, что вся сцена выглядит срежиссированной.

Проблема свобод в современном российском обществе актуальна как никогда. Следует учитывать, что понимание толерантности и права на самовыражение в западном обществе, где гуманистические идеи стоят во главе угла, сильно отличаются от риторики о секс-меньшинствах на постсоветском пространстве. Что касается изобразительной части фотографии, никто не знает, сколько усилий потратил автор снимка, чтобы «раствориться» для своих героев, перестать быть третьим лишним и максимально не влиять на происходящее. Поэтому для себя, оставив за бортом технические аспекты, лучше просто рассмотреть как следует простой и почти монохромный, но очень говорящий снимок, вскрывающий не только трудности развития постсоветского пространства, но и существующую до сих пор полярность в умах многих критиков»
.

Фотожурналистика сегодня: любовь или смерти? По итогам World Press PhotoПохожего мнения придерживается Анастасия Хролович, прошлогодняя победительница Vilnius Photo Circle Homework, где была высоко оценена ее серия «Наташа видит» о девушке с ограниченными возможностями. Анастасия признается, что выбор жюри приватной и чувственной работы Ниссена, несомненно, ее удивил, однако решение в пользу этой фотографии она не считает необдуманным.  Как и Сергей Балай, Анастасия отмечает актуальность проблемы, затрагиваемой работой датчанина, значимость привлечения внимания общественности к теме ЛГБТ-сообщества в России.
    
«Это фото мне очень нравится, при всём своём минимализме оно атмосферное и красноречивое. Подход к съёмке у датчанина Ниссена разительно отличается от того, что на эту тему делают русские фотографы. Когда читаешь про милоновых и их безумные законы, и как представителей ЛГБТ притесняют в России, то, естественно, ожидаешь увидеть мрачные снимки и грустные лица на них. Не хочу говорить за всех, но довольно много фото про геев и лесбиянок так и выглядят. А у Ниссена получился очень личный и красивый портрет двоих любящих людей, их эмоции переданы тонко.

Выбор жюри мне более-менее понятен. Про ЛГБТ-сообщество стали говорить повсюду, в том числе и на постсоветском пространстве. Но, в отличие от Европы, в России общество, видимо, не готово пока избавиться от ксенофобии, для этого нужны и условия, и время. И такую карточку именно с таким нежным светом, с полутонами в тенях и в эмоциях мог сделать только тот, для кого вопроса принятия этих людей нет как такового. Пока сложно решить, хотела бы я, как зритель, видеть победителем именно эту фотографию или же нечто иное. Но, без сомнения, проблему Ниссен поднял в широком смысле важную, и здорово, что благодаря конкурсу об этом задумаются многие»
, - комментирует Анастасия.

Фотожурналистика сегодня: любовь или смерти? По итогам World Press Photo
Фотография Анастасии Хролович из серии «Наташа видит», победившей на Vilnius Photo Circle Homework в 2014 году

Фотожурналистика сегодня: любовь или смерти? По итогам World Press PhotoКардинально другие акценты помещает во главу угла при анализе снимка-победителя фотограф Виктор Гилицкий, автор истории последнего месяца жизни деда Ивана, ставшей победителем конкурса «Пресс-фото Беларуси 2013» в номинации «Повседневная жизнь». Соглашаясь с высокой художественной выразительностью работы Мадса Ниссена, он, тем не менее, отмечает неспособность снимка вызвать у зрителя желание узнать и почувствовать за ней историю.

«Со своим отношением к этой фотографии я полностью не разобрался, но могу точно сказать, что не считаю ее интересной, она не так заманчива, не та история за ней скрывается, чтобы меня потянула копаться глубже… Всё так художественно и картинно вырисовано, но при этом абсолютно неинтересно, нет подтекста в этих двух парнях. Эти ванильные, выполненные в пастельных тонах фотографии милых мальчиков-девочек с бурными эмоциями и глубоким внутренним миром меня совсем не цепляют, надоело. Мне кажется, что эту историю не так сложно было снять, это не сверхсекретные и сверхзакрытые места/люди.

Когда я прочёл всё, что написано об авторе, а потом перешёл по ссылке на его персональный сайт, я нашел всю серию, из которой эта фотография была вырвана. Там всё понятнее, вопрос ЛГБТ раскрыт гораздо шире, и картина становится яснее. Но всё равно – это не тянет на мировую награду, это даже не тянет на победу в каком-нибудь местечковом конкурсе».


Фотожурналистика сегодня: любовь или смерти? По итогам World Press Photo
Фотография Виктора Гилицкого из проекта, посвященного деду Ивану

Фотожурналистика сегодня: любовь или смерти? По итогам World Press PhotoЕще один беларусский фотограф, победитель «Пресс-фото Беларуси-2014» в номинации «Новости. Одиночные снимки», Александр Саенко также весьма критично настроен в оценке репортажной ценности снимка Ниссена.

«Когда я вижу в названии конкурса слово «press», то ожидаю увидеть в гран-при именно репортажную фотографию, не смотря на то, что есть и категории с постановочными снимками. Вполне возможно, что к этому нас приучил и сам конкурс «Word Press Photo». Когда я вижу целующихся мужчин, у меня это вызывает отторжение, хотя я понимаю что это тема, про которую много говорят в последнее время. Хоть по свету и содержанию всё отлично, но я не верю в интимность, о которой там написано. Возможна ли она под прицелом фотообъектива? На мой взгляд, запечатленные там чувства не очень искренни»
.

***

Несмотря на остающиеся в сознании многих сомнения относительно именно фотожурналисткой ценности работы Мадса Ниссена, выбор этого снимка в качестве победителя продолжает заложенную год назад традицию ухода от шокирующих изображений человеческих страданий. Как прошлогодний снимок Джона Станмайера с африканскими эмигрантами, которые перед отправлением в Европу пытаются поймать телефонный сигнал, чтобы последний раз связаться на родине с близкими, так и интимная фотография гомосексуальной петербуржской пары, затрагивают важные социальные проблемы косвенным, неявным путем. Чувства, которые они вызывают, имеют более широкий спектр, нежели ужас и отвращение, традиционно вызываемые снимками военных событий или пугающих трагических последствий природных катаклизм. Образы спокойных бесконечных просторов ночного неба с крохотными экранчиками работающих телефонов в руках африканцев наводят зрителя на размышления о роли мобильных технологий в жизни современного человека, заставляя задуматься далеко не только о проблемах иммиграции.  

Как ни странно, но снимок, которому было присуждено первое место на прошлогоднем «Пресс-фото Беларуси», оказывается гармонично вписывающимся в изменяющиеся в сторону большего внимания к приватным историям мировые традиции. Работа гродненского фотографа Александра Саенко, на которой запечатлен момент нежности между лидером «Молодого фронта» Дмитрием Дашкевичем, вышедшем на свободу после двухлетнего тюремного заключения, и его женой Анастасией, также апеллирует к универсальной, понятной всем теме – теме любви, преданности, силе настоящих чувств, которым приходится в наше время сталкиваться с порой очень жестокими испытаниями.

Нежность, переданная фотографом в моменте интимного жеста, не бросается в глаза граничащей с живописью выразительностью, которую подчеркивают жюри World Press Photo в фотографии Мадса Ниссена. Ее аллюзии построены на гораздо более тонких нюансах, а символизм контраста грубой одежды арестанта и светлых оттенков женского пальто Анастасии может быть интерпретирован на нескольких уровнях: от истории одной конкретной пары до противоречий и алогичности, с которыми сталкиваются сегодня беларусы в самых разных сферах жизни. Выходит, что тема приватной сферы, простых историй из нашего ближнего окружения, также вовсе не чужды беларусским фотожурналистам, хотя при критическом анализе таких работ они подчеркивают необходимость соответствия и чисто журналистским критериям.      

Фотожурналистика сегодня: любовь или смерти? По итогам World Press Photo
Фотография Александра Саенко, ставшая победителем «Пресс-фото Беларуси 2014» в номинации «Новости. Одиночные снимки»

Председатель жюри «World Press Photo», руководитель фотослужбы New York Times Мишель Макнелли, перечисляя характеристики снимка-победителя конкурса, упоминает, среди прочих, эстетическую составляющую, эффект, производимый на зрителя, и «потенциал превратиться в иконическое изображение». Не исключено, что фотография Джона и Алекса имеет все шансы обрести высокую символическую ценность в кругах сражающихся за права сексуальных меньшинств. Но беларусы, для которых проблема толерантности к гомосексуалам сегодня не имеет такую остроту, как в гомофобной России, придумывают свои собственные, культурно и социально обусловленные «истории Ромео и Джульетты». «Иконическим» у нас вполне может стать изображение, где личная история вписывается в более широкий социальный контекст, а любовь демонстрируется не как непреодолимое желание с сексуальным подтекстом, а сцепленные в тесном прикосновении руки готовых идти на все, дабы сохранить это чувство, супругов.   

Текст: Ольга Бубич

обсудить на форуме zнята


Фотожурналистика сегодня: любовь или смерти? По итогам World Press Photo 2015
 


поиск по сайту


Баннер


главная о фото статьи Фотожурналистика сегодня: любовь или смерти? По итогам World Press Photo 2015